- Главная
- Органы власти
- Государственно-частное партнерство
- Губернатор Алексей Островский - Лицом к области
В беседе с журналистом Максимом Кузьминым в рамках программы «Лицом к области» (проект ГТРК-Смоленск) Губернатор рассказал о реализации на Смоленщине пилотных проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. На примере успешного взаимодействия Администрации региона с серьезными инвесторами речь идет как о решении проблем оказания высокотехнологичной медицинской помощи – работе диализного центра, так и о медицинской помощи «шаговой доступности» - создании офисов врачей общей, семейной практики, а также перспективах государственно-частного партнерства в других сферах деятельности. Предлагаем вашему вниманию текстовый вариант программы.
- Смоленский диализный центр – современная, оборудованная по последнему слову медицинской техники частная клиника. При этом смоляне получают здесь медицинскую помощь совершенно бесплатно. И это лишь один из примеров успешного применения в нашем регионе механизмов государственно-частного партнерства. О том, как работают эти механизмы и какие плоды принесут уже в самом ближайшем будущее, мы сегодня и поговорим в рамках очередного выпуска программы «Лицом к области».
- Здравствуйте, Алексей Владимирович.
- Здравствуйте, Максим Николаевич, здравствуйте, дорогие, глубокоуважаемые смоляне.
- Мы с Вами сейчас находимся в одном из кабинетов смоленского диализного центра, оснащенного буквально по последнему слову медицинской техники. Здесь даже такая совершенная система вентиляции, которую нельзя отключить даже на время записи нашей программы. Поэтому небольшой шум нас сопровождает. Но говорить мы сегодня будем не столько о здравоохранении, а о системе, которая действительно мало известна широкому кругу наших телезрителей. Это аббревиатура ГЧП, о ней мало кто знает, скорее ГКЧП вспомнят. Да и расшифровка – государственно-частное партнерство – ситуацию не сильно проясняет. Но именно этот диализный центр, который Вы сегодня посетили, работает именно на этих принципах. Поэтому я, прежде всего, попрошу Вас прояснить механизмы такого взаимодействия государства и бизнеса, проще говоря, как это работает.
- Считаю, что одна из основных задач Администрации региона состоит в том, чтобы как можно больше жителей Смоленской области в ближайшие годы смогли оценить на собственном опыте, что же означает эта аббревиатура – ГЧП - государственно-частное партнерство. Почему? Во-первых, потому что тандем государства и бизнеса очень выгоден для всех граждан Российской Федерации и, в частности, для смолян.
Во-вторых, потому что у государства, к сожалению, нет таких значительных финансовых возможностей, чтобы вкладывать средства в развитие ряда различных инфраструктурных объектов социальной сферы, их модернизацию или в строительство новых. При этом есть большие деньги у частного бизнеса, которые он готов вкладывать в решение проблем тех или иных социальных объектов - с безусловной отдачей вложенных средств и получением определенной прибыли.
Данный центр был заложен и построен при нашей Администрации, в том числе, и вот по какой причине. Став главой региона, я увидел огромное количество обращений от жителей области, болеющих теми или иными заболеваниями почек, по фактам того, что они не могут получить в регионе необходимую квалифицированную помощь. Мы стали искать инвестора и очень рады, что нашли серьезную компанию FreseniusMedicalCare, оборудованием которой оснащены ведущие клиники и НИИ России. Подписали с ней соглашение, в рамках которого был построен, открыт и сейчас уже работает данный диализный центр.
Только что мы с Вами прошли по его коридорам, заглянули в палаты и услышали оценки пациентов, что, действительно, строительство центра дало такие возможности для их лечения, которых раньше в регионе не было. Поэтому нужно заниматься данным направлением не только в сфере социальной политики, но и в иных вопросах. Возможностей для концессионных соглашений в рамках государственно-частного партнерства - огромное количество. Нужно просто искать бизнес, который готов инвестировать средства, и еще необходимо, чтобы власть была ориентирована на эффективную реализацию и сопровождение этих проектов.
- Сейчас в Смоленске открывается много новых кабинетов врачей общей практики. Очевидно, что для смолян это очень удобная форма получения медицинской помощи буквально по месту жительства. Но что здесь интересного и выгодного для бизнеса?
- Год назад после проведения совещания по вопросам оказания медицинской помощи жителям Смоленской области я предметно погрузился в данную проблематику. И обратил внимание на то, что, в первую очередь, в городе Смоленске при активном развитии города, при строительстве новых кварталов и микрорайонов мы не успеваем обеспечить их социальными объектами – поликлиниками, больницами, детскими садами, школами. Поскольку у нас нет возможности за счет средств бюджета - регионального и федерального - строить социальные объекты с такой же скоростью, как частный бизнес строит дома, в которых смоляне покупают квартиры. Именно по этой причине год назад я дал поручение о создании, в первую очередь, в новых микрорайонах так называемых кабинетов врачей общей практики, а также педиатрических кабинетов. Мы их открываем для того, чтобы люди имели возможность в шаговой доступности от дома получить первую необходимую помощь – измерить давление, сдать анализы, пройти первичный осмотр у терапевта, получить больничный либо направление для проведения обследования в каком-то серьезном стационарном учреждении. И вот то обстоятельство, что мы за последнее время открыли 16 кабинетов врачей общей практики, а в ближайшем будущем откроем еще четыре, а также два кабинета врачей-педиатров, позволит жителям новых микрорайонов получать первичную медицинскую помощь, практически не выходя из дома.
- Эти проекты – диализный центр и кабинеты врачей общей практики – можно назвать пилотными. Насколько успешной, на Ваш взгляд, является эта «проба пера»?
- Вы знаете, для нашего региона эти проекты, действительно, пилотные, они реализуются при работе нашей Администрации. По ряду иных субъектов такой опыт был несколько лет назад. Реализуя эти проекты, мы совместно с бизнесом изучаем, в том числе, и опыт других регионов, смотрим, что можно улучшить, что было изначально сделано не так. И на ошибках других, а не на своих, как зачастую это бывает, учимся и открываем эти кабинеты. В данном случае нельзя сказать, что Смоленщина идет впереди всех регионов по данному направлению. Есть иные сферы, в которых мы работаем по государственно-частному партнерству, заключая концессионные соглашения. Там, действительно, проекты Смоленской области являются пилотными в стране, и мы являемся лидерами. Так что в данном случае уже пример будут брать, наоборот, с нас. А вот в здравоохранении мы взяли за основу положительный опыт других регионов и успешно его внедряем.
- Скажите, а почему первые проекты именно в сфере здравоохранения реализуются в Смоленской области?
- Вы знаете, Максим Николаевич, я думаю, что всегда и во всем главное значение имеет человеческий фактор. И то, что специалисты Департамента по здравоохранению раньше своих коллег из других подразделений Администрации региона поняли всю перспективность от работы в формате государственно-частного партнерства или в формате заключения концессионных соглашений, показывает, что они более продвинутые, более современные, а коллегам из иных подразделений здесь нужно подтягиваться и перенимать опыт. Но я уверен, что у нас и по другим направлениям в ближайшее время будут успехи, они есть уже и сегодня, причем, не только в здравоохранении.
- В каких еще сферах возможно применение государственно-частного партнерства в Смоленской области?
- Государственно-частное партнерство возможно практически во всех сферах, куда бизнес готов инвестировать собственные средства, при этом понимая механизм и структуру их возврата, а также имея представление, откуда извлечь прибыль. Например, в сфере здравоохранения прибыль извлекается за счет вхождения того или иного инвестора в территориальную программу обязательного медицинского страхования. И именно через данную программу, оказывая медицинские услуги, инвестор возвращает вложенные деньги и получает прибыль.
Если говорить про иные сферы, где мы работаем по программе государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, то это, пожалуй, самая болезненная для жителей региона тема, впрочем, наверное, как и здравоохранение. Я имею в виду жилищно-коммунальное хозяйство, вопросы водоотведения и водоснабжения. И вот здесь наш регион в ближайшее время будет, действительно, первым среди всех других субъектов. При поддержке Министерства экономического развития мы выходим сейчас на заключение соглашений с крупнейшим оператором, занимающимся водоканалами в различных субъектах Федерации, правда, там это делают на уровне столиц субъектов. Мы же будем проводить эту работу в муниципальных образованиях, в райцентрах.
Так что пилотным проектом для страны станет концессия по трем водоканалам в Вязьме, Дорогобуже и Ярцеве – там, где власти первыми откликнулись на желание бизнеса прийти, вложить деньги, инвестировав их в модернизацию системы водоснабжения, а потом через тариф возвращать вложенные деньги и зарабатывать. При этом ни о каком поднятии тарифа речь не идет. Мы гарантируем жителям области, что все эти концессионные соглашения, равно как и соглашения в рамках ГЧП, будут, в первую очередь, направлены на соблюдение интересов смолян, которые пока не имеют существенных возможностей для платы по тарифам за услуги ЖКХ в большем объеме. Поэтому мы поднимаем эти тарифы в рамках решений Правительства вместе со всей страной. Так что рост, безусловно, есть, но он минимален. И в рамках ГЧП повышения тарифов на бОльшие объемы, чем это происходит в среднем по стране, не будет.
- А какие еще объекты Администрация региона готова, что называется, сдать в концессию при наличии надежного бизнес-партнера?
- Совершенно разные объекты. Вот сейчас мы работаем по привлечению инвесторов в формате ГЧП для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в библиотеки Смоленской области. Мы ведем переговоры с теми, кто потенциально готов вложиться в модернизацию библиотечного фонда региона и через проведение в последующем тех или иных мероприятий в этих библиотеках, безусловно, на платной основе, но по разумным ценам, собственно, возвращать вложенные средства. Любой объект, на поддержание которого в должном состоянии у государства нет денег и который потенциально выгоден для извлечения прибыли бизнесу, может быть рассмотрен для ГЧП – будь то недостроенный или обветшавший кинотеатр, спортивный комплекс, спортивный зал – все, что угодно. Мы занимаемся и будем реализовывать проекты в сфере образования. Это и детские сады, и школы. Возможностей очень много, главное, чтобы власть понимала, что с помощью бизнеса ей гораздо легче будет решить те задачи, которые возложены Президентом и нашей совестью на нас – тех, кто пришел работать в чиновничьи кабинеты.
- А кстати, как здесь оценить надежность бизнес-партнера? Ну понятно, если объект продается с аукциона, тогда главный критерий - цена. А здесь какие требования Администрация предъявляет к бизнесу?
- Форма государственно-частного партнерства интересна тем, что с точки зрения законодательства она предоставляет власти гораздо более широкие возможности, нежели чем при проведении, скажем, государственных закупок. При осуществлении госзакупок мы в рамках закона вынуждены руководствоваться только одной позицией – минимальной начальной ценой. А что скрывается за этой минимальной начальной ценой, собственно, никто и не знает – ни власть, ни контролирующие органы. И в этом смысле в нашем регионе, как и в других субъектах Российской Федерации, получают подряды на строительство детских садиков, ФОКов, школ недобросовестные подрядчики, у которых кроме документации, в которой они указали минимальную цену, больше ничего нет. Зачастую нет даже стула и стола, на котором поставить печать. Есть только свидетельство о том, что зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью, и печать для того, чтобы штамповать документы.
Законодательство о ГЧП, о концессионных соглашениях – совершенно иное. В данном случае важна не минимальная цена. Здесь у власти, которая выходит на подписание тех или иных соглашений, есть возможности посмотреть на профессиональный опыт, на то, что из себя представляет эта компания, какие проекты ею уже реализованы, каковы ее финансовые возможности, какие рекомендации дали этой компании. То есть существует гораздо больший набор критериев, по которым можно оценить, насколько серьезен в профессиональном плане игрок, приходящий в регион. Вот, скажем, в системе здравоохранения проекты, которые уже работают, находятся в стадии реализации или готовятся к претворению в жизнь в будущем, осуществляются при взаимодействии с авторитетными крупными игроками в данной сфере. Это, если говорить про диализный центр, – австрийская компания Fresenius Medical Care, о которой мы уже упоминали. Если говорить про те соглашения, которые недавно были заключены Администрацией региона или планируются к подписанию в ближайшее время с использованием механизма государственно-частного партнерства при модернизации помещений поликлиник №№6,2 и др. в городе Смоленске – это «Нефросвет», крупная компания, также работающая в сфере нефрологии, это компания «Евромед», имеющая очень серьезный и позитивный опыт работы в Петербурге, Ленинградской и Ульяновской областях. Т.е. видна история компании, ее потенциал и есть понимание, что они не подведут ни нас, ни смолян.
- А насколько бизнес-сообществу понятны и интересны механизмы ГЧП?
- Как я уже сказал вначале, к сожалению, пока еще законодательство о ГЧП молодое, и бизнес не всегда понимает, что может получить серьезные преференции от партнерства с таким надежным игроком, как государство. Почему я говорю надежным? Потому что есть понятные бюджетные средства, федеральные программы, в том числе, обязательного медицинского страхования, есть гарантированный возврат вложенных денег. Отчасти именно по этой причине задача власти и администрации того или иного региона состоит в том, чтобы самостоятельно искать таких инвесторов. Вы задали вопрос: где могут поучаствовать в рамках ГЧП те или иные коммерсанты? С одной стороны, мы можем что-то им предложить, а, с другой стороны, они найдут варианты сами в том или ином субъекте, в частности, на Смоленщине, и предложат нам, Администрации субъекта, выгодное взаимодействие в совершенно неожиданном формате. Для того, чтобы бизнес шел в регион, нужно, чтобы у региона была хорошая репутация, чтобы в иных субъектах – в Москве, в Санкт-Петербурге, да где угодно – знали, что на Смоленщине власть не берет взятки, не ворует, не пытается залезть в долю через включение в акционеры своих родственников.
Я надеюсь, что за время работы нашей Администрации – а это почти уже четыре года – имидж Смоленской области за ее пределами стал меняться. Мы очень надеемся, есть понимание, что мы равноудалены от всех, но приближены только к жителям Смоленской области и работаем исключительно в их интересах.
- Спасибо, Алексей Владимирович. С Вашей помощью, уверен, нам стали понятнее механизмы государственно-частного партнерства, а главное, все мы увидели, к каким результатам оно приводит при грамотном, эффективном, энергичном подходе.
- Спасибо, Максим Николаевич. Спасибо, глубокоуважаемые, дорогие смоляне.