- Главная
- Органы власти
- Государственно-частное партнерство
- Василий Анохин рассказал об особенностях ГЧП
Мы уже не в первый раз говорим о государственно-частном партнерстве и в рамках этого разговора хотелось бы поговорить об интересных деталях этого инструмента привлечения финансирования в общественную инфраструктуру региона.
В одном из интервью вы упоминали, что недавно вступил в силу федеральный закон, регулирующий государственно-частное партнерства. Скажите, пожалуйста, какими причинами обусловлено принятие отдельного закона?
До вступления в силу федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственно-частное партнерство в России на федеральном уровне регулировалось исключительно федеральным законом «О концессионных соглашениях».
Однако, учитывая, что по закону о концессиях собственность может принадлежать исключительно государству, что не позволяет инвесторам привлекать банковское финансирование проекта на более комфортных для себя условиях (нет возможности передать имущество в залог, а значит ставка по кредиту будет выше) данного инструмента стало недостаточно. В этой связи в России стало развиваться региональное законодательство о государственно-частном партнерстве, которое предусматривало, в том числе возникновение частной собственности.
Однако, регионы, в которых были региональные законы, регулирующие государственно-частное партнерства, начали сталкиваться с проблемами неоднозначного толкования различными органами власти, в том числе прокуратурой и антимонопольными органами возможности существования такого рода регулирования, ссылаясь на его отсутствие на федеральном уровне.
Для решения возникшего недопонимания на федеральном уровне была проведена достаточно большая работа, результатом которой стал упомянутый федеральный закон.
В новом законе прямо предусмотрена возможность возникновения собственности частного партнера на объект соглашения о государственно-частном партнерстве.
Кроме того в этом законе имеется ряд других доработок механизма ГЧП.
Необходимо ли принятие нормативных правовых актов в развитие вступившего в силу закона?
В настоящее время Представительством Администрации Смоленской области при Правительстве Российской Федерации проводится работа по разработке и обеспечению принятия нормативных правовых актов для развития института государственно-частного партнерства в нашем регионе.
В феврале этого года принято постановление Администрации Смоленской области, в соответствии с которым Представительство определено уполномоченным органом в сфере государственно-частного партнерства.
Уточните какими полномочиями наделен указанный уполномоченный орган?
В силу федерального закона уполномоченный орган отвечает за общую методологию развития ГЧП на территории Смоленской области, подготовку необходимой нормативной базы, разработку и согласование конкурсной документации для проведения конкурсов, содействует в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, а также реализует ряд иных функций.
При этом федеральный закон позволяет регионам расширять круг полномочий уполномоченного органа. Так, распоряжением Администрации Смоленской области закреплен механизм, предусматривающий составление и публикацию перечня объектов, в отношении которых планируется заключение соглашений о государственно-частном партнерстве. Такой перечень будет размещаться на нескольких сайтах, в том числе сайте Администрации Смоленской области.
Возвращаясь к вопросу о нормативных правовых актов, Администрацией региона также разработан проект нормативного правового акта, регулирующего взаимодействие органов исполнительной власти Смоленской области при реализации проектов государственно-частного партнерства.
Не остается без внимания и законодательство, регулирующее концессионные соглашения, так в целях реализации положений федерального законодательства принято распоряжение, закрепляющие механизм публикации перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, находится на правовой экспертизе порядок рассмотрения частной инициативы лица, выступившего с инициативой заключения концессионного соглашения.
Можете поподробнее рассказать про частную инициативу?
Механизм частной инициативы является альтернативным способом выбора наилучшего концессионера. Данный механизм появился в федеральном законодательстве в мае 2015 года.
Согласно указанному механизму частное лицо направляет в уполномоченный орган предложение о заключении концессионного соглашения, который обязан рассмотреть данное предложение. При этом отказ от заключения концессионного соглашения может быть осуществлен лишь на основании закрытого перечня, предусмотренного федеральным законодательством.
Эта процедура позволяет ускорить процесс заключения соглашения, который, к слову сказать, по очень крупным проектам может длиться до нескольких лет.
Таким образом, любое заинтересованное лицо вправе обратиться с предложением о заключении концессионного соглашения. Стоит отметить, что на текущий момент прорабатывается нормативный правовой акт, который закрепляет, что уполномоченным органом на рассмотрение частной инициативы является Представительство Администрации Смоленской области при Правительстве Российской Федерации.
Если я правильно понимаю, то закон о государственно-частном партнерстве также предусматривает механизм частной инициативы?
Все верно. Государственно-частное партнерство в России регулируется двумя федеральными законами, законом о государственно-частном партнерстве и законом о концессионных соглашения. При этом, законы очень схожи по сути, поэтому когда говорят о сфере государственно-частного партнерства, чаще всего имеют в виду и закон о государственно-частном партнерстве и закон о концессионных соглашениях, хотя наименование предпоследнего закона вполне может ввести в заблуждение.
Поэтому , еще раз, ответ на поставленный вопрос – да, при ряде различий в процедурных моментах, закон о государственно-частном партнерстве также предусматривает механизм частной инициативы.
Какие отличия присутствуют между законом о государственно-частном партнерстве и законом о концессионных соглашениях?
Первое, о чем я уже упоминал, закон о государственно-частном партнерстве предусматривает возможность возникновения собственности у частного партнера. Соответственно, объекты, которые не могут быть переданы в частную собственность, не могут выступать объектом соглашения о государственно-частном партнерстве.
Второе, проекты по закону о государственно-частном партнерстве проходят более сложный механизм запуска. Так, проект государственно-частного партнерства должен пройти оценку эффективности и сравнительного преимущества, которая проводится Представительством Администрации Смоленской области при Правительстве Российской Федерации. Похожий механизм в концессионном законодательстве отсутствует.
Третье, частным партнером по соглашению о государственно-частном партнерстве может быть исключительно российское юридическое лицо. Частной стороной в концессионном соглашении могут выступать иностранные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Пожалуй, это основные отличия между концессионным законодательством и законодательством о государственно-частном партнерстве.
Производят ли федеральные власти оценку развития государственно-частного партнерства в регионах?
Да, присутствует ежегодный рейтинг уровня развития государственно-частного партнерства в России, который составляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Ассоциацией «Центр развития ГЧП».
На каком месте на текущий момент находится Смоленская область?
Два года подряд Смоленская область находится на 54 месте из 85 в рейтинге уровня развития государственно-частного партнерства.
Безусловно, мы не удовлетворены занимаемой позицией и делаем все что от нас зависит для улучшения этого показателя, при это не надо забывать, что Смоленская область опередила более 30 регионов России, а в подразделе рейтинга ГЧП под названием «Институциональная среда» Смоленская область заняла 27 место среди 85.
На текущий момент уже выполнен ряд действий по улучшению места Смоленской области в федеральном рейтинге ГЧП. Так, определена специализированная структура, ответственная за сопровождение проектов государственно-частного партнерства ООО «Корпорация инвестиционного развития Смоленской области», увеличено число специалистов, имеющих квалификацию в сфере государственно-частного партнерства, которая подтверждена образовательными документами, закреплена льготная арендная ставка по земельным участкам предоставляемым концессионерам и частным партнерам, принято положение о принятии решений о заключении соглашений о ГЧП, концессионных соглашений на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, определен уполномоченный орган в сфере ГЧП, определенные органы исполнительной власти Смоленской области, уполномоченные выступать в качестве публичного партнера и т.д.
Также недавно был объявлен конкурс по передаче в концессию объектов теплоснабжения в муниципальном образовании «Угранский район» Смоленской области.
К тому же, ведется и постоянно обновляется специальный раздел на сайте Администрации Смоленской области, посвященный теме ГЧП, где каждый сможет следить за уровнем развития ГЧП в Смоленской области и получить всю необходимую информацию, а также контакты уполномоченных лиц.
Спасибо, Василий Николаевич, надеемся, что в следующем году Смоленская области улучшит позиции в рейтинге уровня развития государственно-частного партнерства.
Текст интервью взят с сайта SmolDaily