- Главная
- Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Смоленской области
- Установление границ населенных пунктов на территории Смоленской области
На сегодняшний день управлять и использовать земли невозможно без полных, достоверных и актуальных данных об их состоянии.
Одной из задач органов местного самоуправления является внесение сведений о границах населенных пунктов в государственный кадастр недвижимости.
В настоящее время в кадастре содержатся менее 12% границ населенных пунктов от общего количества административно – территориальных образований в Российской Федерации.
В Смоленской области общее количество населенных пунктов составляет порядка пяти тысяч, из которых в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены и внесены в ГКН около восьмисот.
Лидерами являются Ярцевский и Краснинский районы (внесены 70% границ населенных пунктов района), а в абсолютных цифрах - Починковский район с 143 внесенными границами. В то же время, Глинковский, Кардымовский и Хиславичский районы не предоставили в филиал Кадастровой палаты Смоленской области для внесения в ГКН ни одной границы.
На многочисленных встречах филиала Кадастровой палаты по Смоленской области с кадастровыми инженерами и представителями органов государственной власти и местного самоуправления всё чаще поднимается вопрос о внесении в государственный кадастр недвижимости границ населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, и включение земельных участков в границы населенных пунктов влечет за собой изменение категории земель и кадастровой стоимости земельного участка и, соответственно, размер земельного налога.
Однако имеют место быть ошибки кадастровых инженеров и органов местного самоуправления, допускаемые при проведении землеустройства и при разработке генеральных планов сельских поселений.
К наиболее встречающимся можно отнести пересечение границ населенных пунктов с земельными участками, а также включение лесных участков в границы населенных пунктов без согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Если пересечения границ с земельными участками выявляются при проведении государственной экспертизы землеустроительной документации при включении землеустроительных дел в государственный фонд данных, то во избежание неправомерного включения лесных участков в состав населенного пункта лучше заручиться заключением Рослесхоза об отсутствии в проектируемых границах таких участков.
Нередко встречаются несоответствия наименований географических объектов, указанных в землеустроительном деле, снаименованиями вГосударственном каталоге географических названий объектов (АГКГН) или отсутствие наименований географических объектов, указанных в землеустроительном деле в АГКГН.
В том числе, встречаются ошибки при формировании XML-документов, которые заключаются в несоответствии таких документов схемам, размещенным на интернет-портале Росреестра (https://rosreestr.ru/). Кроме того, ошибки в неполном указании наименований объектов землеустройства, отсутствие печатей и подписей лиц, участвующих в подготовке землеустроительной документации, нумерации листов, и т.д. также будут являться причиной для отказа включения такой документации в государственный фонд данных, и как следствие, отказ во внесении сведений о границе в кадастр.
В связи с тем, что в настоящее время большая часть населенных пунктов Смоленской области не имеет четко установленных границ, а также принимая во внимание ошибки, влекущие принятие решения об отказе во внесении сведений в кадастр, ряд важных вопросов остается не решенным.
Так, не имея отражения границ в ГКН, для населения остаются открытыми вопросы предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, администрирования земельного налога и др., которых можно избежать, если органы местного самоуправления будут проявлять инициативу в установлении границ населенных пунктов.
Пресс-служба Кадастровой палаты по Смоленской области.