Региональные власти обсудили вопросы внедрения контрактной системы

Региональные власти обсудили вопросы внедрения контрактной системы

На очередном совещании членов администрации Смоленской области под председательством временно исполняющего обязанности Губернатора Алексея Островского обсудили вопросы внедрения контрактной системы на территории региона.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе. Данный документ призван существенно повысить качество обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.

В Смоленской области закупки конкурентными способами для областных нужд проводятся централизованно через уполномоченный орган – Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы.На муниципальном уровне  каждый муниципалитет проводит эту работу самостоятельно.

18.08.2015
454

На очередном совещании членов администрации Смоленской области под председательством временно исполняющего обязанности Губернатора Алексея Островского обсудили вопросы внедрения контрактной системы на территории региона.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ о контрактной системе. Данный документ призван существенно повысить качество обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов.

В Смоленской области закупки конкурентными способами для областных нужд проводятся централизованно через уполномоченный орган – Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы.На муниципальном уровне  каждый муниципалитет проводит эту работу самостоятельно.

«По моему поручению предпринят ряд шагов, которые улучшили ситуацию с закупками для нужд Смоленской области тех или иных товаров потребления, – отметил Алексей Островский во вступительном слове. – Существенно  сократились расходы по приобретению товаров для учреждений социальной сферы - школ, поликлиник, больниц, детских садов. Я бы хотел сегодня услышать статистические данные, насколько изменение подходов позволило снизить расходную часть, как городского бюджета, так и бюджета области на реализацию тех или иных контрактов. К этой проблематике приковано пристальное внимание общественности, поскольку люди совершенно справедливо хотят понимать, как тратятся их деньги, которые они платят в бюджеты различных уровней в виде налогов. От того, насколько мы с вами эффективно расходуем народные средства, реализуя те или иные положения федеральных документов по контрактной системе, зависит, в том числе, наш авторитет как региональной и муниципальной властей».

Предваряя выступления докладчиков, Алексей Островский обратил внимание членов Администрации на позитивный результат системной работы – по итогам участия в «Национальном рейтинге прозрачности закупок 2014» Смоленской области был присужден рейтинг «Высокая прозрачность» в сфере закупок.

Стоит отметить также, что Смоленская область ежегодно принимает участие в данном проекте и, начиная с 2012 года, неизменно занимает высокие рейтинговые позиции.

Как сообщил начальник профильного регионального управления Михаил Ивушин, в 2014 году проведено 8844 процедур закупок. По их результатам заключены контракты на общую сумму 6 990 897 тыс. руб.  Руководитель органа власти подчеркнул, что около 75% от общей доли контрактов заключено с победителями конкурентных процедур, зарегистрированными на территории Смоленской области. Снижение начальной цены контрактов по результатам проведенных процедур закупок составило 419 016 тыс.  рублей.

Одним из показателей прозрачности закупок является небольшой процент обжалований действий заказчиков в контрольный орган в сфере закупок со стороны участников торгов. В 2014 году в Смоленское УФАС направлено 68 жалоб, что составляет менее 1% от опубликованных процедур. При этом по итогам рассмотрения жалоб уполномоченный орган к административной ответственности не привлекался.

Следует отметить, что пересмотрен подход к вопросу формирования начальных цен контрактов на закупку продуктов питания в бюджетную сферу региона. Совместно с профильными органами исполнительной власти разработан перечень продуктов питания, которые вправе закупать конкурентными процедурами бюджетные учреждения. Департамент экономического развития дважды в месяц проводит в крупных торговых сетях мониторинг цен продуктов питания, входящих в указанный выше перечень. Заказчикам при определении начальных цен контрактов запрещено превышать цены, указанные в мониторинге. Таким образом, исключается закупка продуктов питания по ценам выше розничных.

В 2014 году приняты меры, расширяющие возможность участия в торгах местных сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции. Смоленские фермеры, выращивающие, например, овощи, не могут участвовать в торгах на закупку овощей и фруктов, объединенных в один лот. Именно для их поддержки и введен единый порядок формирования заказчиками лотов на закупку продуктов питания в соответствии с определенными группами. Например, овощи длительного хранения (картофель, морковь, свекла, капуста) торгуются отдельным лотом от прочих овощей и фруктов. Учтены и интересы переработчиков – например, кисломолочная продукция отделена от молочной, масло и сыр закупаются отдельно и пр. Всего по группе продуктов питания выделено 12 отдельных групп. 

«В настоящее время можно констатировать, что половина аукционов на поставку сельскохозяйственной продукции завершается победой местных поставщиков, местных фермеров. Это, конечно, достижение. Раньше такого не наблюдалось –  наши поставщики крайне редко выходили на торги и тем более, крайне редко в них побеждали», - отметил Михаил Ивушин.

В этом году проведено несколько совместных торгов на поставку продуктов питания (единовременных торгов для нужд нескольких бюджетных учреждений). Проведена серия совместных аукционов на закупку крупяной продукции, а также яйца куриного для нужд областных учреждений социальной направленности. Проведенные процедуры призваны заинтересовать, в первую очередь, местных сельхозтоваропроизводителей, а также направлены на оптимизацию закупочного процесса – вместо десятков процедур проводится одна.

Учитывая эффективность совместных процедур, Михаил Ивушин высказал мнение о целесообразности использования подобной практики при закупке иных товаров - лекарственных средств, изделий медицинского назначения, компьютерной и оргтехники.

«На основании данных, представленных в докладе, очевидна та работа, которая проводится профильным управлением. В деталях видно, за счет чего Смоленская область получила звание региона с высокой прозрачностью в сфере закупок. Ничтожное количество жалоб на неправомерные действия региональных властей свидетельствует о том, что бизнес видит максимальную прозрачность со стороны чиновников для обеспечения интересов смолян», – прокомментировал выступление Михаила Ивушина глава региона.

Говоря о формировании поставок в социальные учреждения,  Алексей Островский отметил: «Действительно, имеющееся снижение по большинству аукционов, которое составляет 25-30 процентов, показывает минимальность конечной цены. Если даже у крупного ритейлера цены выше, чем конечные при закупке для социальных учреждений – это безусловный плюс».

Глава региона акцентировал внимание на стратегически важной работе по поддержке местных товаропроизводителей: «Что касается вектора дальнейшего пути, который изначально был определен администрацией области, – чтобы субъект, в основном, обеспечивал имеющиеся потребности за счет собственных возможностей и создавал дополнительные условия для смоленских товаропроизводителей по получению ими рынков сбыта на территории своего региона, то я рад, что, судя по Вашему докладу, Михаил Юрьевич, эта работа эффективно построена и налажена. Очень правильно, что введена детализация лотов на отдельные группы товаров и даже на еще более узкое разделение по конкретным подвидам – это, в первую очередь,  дает преференции малому и среднему бизнесу на территории нашего региона. Насколько мне известно, смоленские сельхозтоваропроизводители за счет того, что администрациями области и города, по моему поручению, были изменены подходы к обсуждаемой тематике, имеют сегодня стопроцентный рынок сбыта, в первую очередь, через поставку в различные социальные учреждения региона».

Таким образом, в результате системной работы наведен порядок в начальном ценообразовании. Однако, ситуацию необходимо улучшать. При присвоении субъекту того или иного рейтинга прозрачности закупок анализируется процесс организации всех закупок, в том числе и на муниципальном уровне. Поскольку каждый муниципалитет занимается контрактами самостоятельно, их недоработки не дают повысить рейтинг области, в целом.

Алексей Островский отметил, что определенные обстоятельства подвигли администрацию региона к тому, чтобы совместно с администрацией города Смоленска заниматься закупкой для социальных нужд областного центра. Совместная ежедневная работа позволила добиться положительных результатов. Об этом проинформировал в своем докладе начальник управления муниципального заказа администрации города Смоленска Дмитрий Платонов. В то же время, чтобы качественно изменить подходы всех муниципалитетов к этому фронту работ, создать единое поле организации закупок, глава региона поручил проработать вопрос курирования с января 2016 года Главным управлением Смоленской области по регулированию контрактной системы закупок и на муниципальном уровне, распространяя положительный опыт государственных закупок в муниципалитетах.

Также на совещании шла речь о создании специальной комиссии на уровне Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы, которая возьмет на себя подготовку единой для всех концепции закупок. Ее задача - обеспечить разработку проектов типовых контрактов на закупку товаров, работ, услуг, а также единообразный подход со стороны подведомственных учреждений к обоснованию начальной цены контрактов при организации совместных процедур закупок. Алексей Островский поручил включить в профильную комиссию экспертов, представителей общественности - весь процесс создания единого поля государственных закупок должен быть максимально прозрачным. Чтобы не допустить злоупотребления со стороны должностных лиц и заказчиков при проведении закупок, будет и впредь пресекаться ограничение здоровой конкуренции на торгах и искусственное ограничение возможности участия в государственных закупках малого и среднего бизнеса.

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области 2024 – официальный сайт

Яндекс цитирования
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphus