Алексей Островский – «Лицом к области»

Алексей Островский – «Лицом к области»

Губернатор Алексей Островский принял участие в записи очередной программы «Лицом к области» – информационно-аналитической передачи, выходящей в эфир на телеканале «ГТРК-Смоленск».

Главной темой беседы главы региона и ведущего программы, журналиста Сергея Ларионова стала сфера образования. В частности, в передаче шла речь о подготовке к сдаче ЕГЭ и профессиональной ориентации смоленских школьников. Кроме того, Алексей Островский и Сергей Ларионов обсудили работу Ассоциации «Смоленский Олимп» – аналога федерального образовательного центра «Сириус», и меры поддержки молодых учителей.

02.04.2018
304

Губернатор Алексей Островский принял участие в записи очередной программы «Лицом к области» – информационно-аналитической передачи, выходящей в эфир на телеканале «ГТРК-Смоленск».

Главной темой беседы главы региона и ведущего программы, журналиста Сергея Ларионова стала сфера образования. В частности, в передаче шла речь о подготовке к сдаче ЕГЭ и профессиональной ориентации смоленских школьников. Кроме того, Алексей Островский и Сергей Ларионов обсудили работу Ассоциации «Смоленский Олимп» – аналога федерального образовательного центра «Сириус», и меры поддержки молодых учителей.

Предлагаем вашему вниманию текстовый вариант программы, которая вышла в эфир 31 марта.

– Алексей Владимирович, добрый день! Очередной выпуск программы «Лицом к области» посвящен вопросам сферы образования Смоленской области: средней школы, профессионального и высшего образования. Сейчас конец марта, буквально через два месяца завершится учебный год. Для детей помладше – это долгожданные летние каникулы. Для ребят постарше, в первую очередь, для одиннадцатиклассников, – это выпускные экзамены, Единый государственный экзамен. Как сейчас Смоленская область готовится к проведению ЕГЭ, сколько выпускников в этом году будет в регионе? Будут ли какие-то новшества или изменения в части проведения Единого государственного экзамена?

– Сергей Владимирович, Единый государственный экзамен, несомненно, крайне важный этап в жизни каждого школьника или школьницы. В Смоленской области в этом году его будут сдавать 5 167 человек, большинство из которых – выпускники нынешнего года. Есть те, кто зарегистрировался на досрочную сдачу экзаменов, – таких немногим более 500 человек, однако, подавляющее число смолян – свыше 4 600 детей – будут сдавать ЕГЭ в конце весны – начале лета. Кроме того, уже традиционно на территории нашего региона сдают Единый государственный экзамен граждане Республики Беларусь, которые впоследствии поступают в высшие учебные заведения России. В целом, убежден, что в этом году мы подготовимся к проведению данной процедуры на уровне прошлых лет. К слову, в течение уже нескольких лет Смоленская область получает со стороны Рособрнадзора высокие оценки за проведение Единого государственного экзамена. Мне несколько раз звонил руководитель ведомства Сергей Сергеевич Кравцов, высказывавший слова благодарности за организацию этой процедуры на территории региона, и меня как Губернатора такая оценка, безусловно, радует.

– Конечно, Единый государственный экзамен как срез знаний покажет результаты работы, которой занимались ученики, учителя и родители в этом учебном году. Но если говорить о показателях прошлого года, как смоленские выпускники сдавали ЕГЭ и как они смотрелись на фоне выпускников других регионов России?

– Федерация отошла от практики проводившегося ранее сравнительного анализа результатов ЕГЭ в различных субъектах страны. Это, на мой взгляд, правильно, поскольку сравнение приводило только к тому, регионы старались завышать оценки, в том числе, фальсифицируя результаты экзаменов на своих территориях. И Рособрнадзор прекратил эту, как уже очевидно, крайне порочную практику. Но и в эти годы Смоленская область показывала результаты выше среднероссийских показателей, и я уверен, что и в нынешнем году баллы наших выпускников останутся на таком же высоком уровне.

– Алексей Владимирович, для Вас эта весна волнительна не только как для главы субъекта, который в определенной степени отвечает за судьбу всех выпускников Смоленской области, но и как для отца. Я знаю, что Ваша старшая дочь также заканчивает 11 класс. Какие у Вас – отца выпускницы – ощущения, что Вы советуете дочери?

– Безусловно, я волнуюсь, несмотря на то, что моя дочь учится очень хорошо, и опасений за успешную сдачу Единого государственного экзамена у меня нет. При этом, волнение, в первую очередь, обусловлено тем, что поступление в высшие учебные заведения привязано к баллам, которые ребенок получает в школе при сдаче экзаменов. И именно от того, насколько успешно моя дочь сдаст ЕГЭ, будет зависеть, в какой вуз она сможет поступить.

– Буквально на днях я стал случайным свидетелем разговора, двух, судя по виду, старшеклассников. Они обменивались мнением о том, как сдавать ЕГЭ, о том, что с каждым годом это становится все сложнее сделать. Один из них высказал такое предположение, что государство специально «закручивает гайки», чтобы как можно меньше молодых людей поступали в высшие учебные заведения и вместо этого шли работать на заводы, фабрики. Есть ли действительно некий государственный план по привлечению молодежи на предприятия, чтобы больше шли в профессиональные училища и техникумы? Алексей Владимирович, откройте этот секрет.

– Сергей Владимирович, должен сказать, что у этого старшеклассника достаточно изворотливое мышление, хотя, наверняка, есть те, кто именно так и думает. Вместе с тем, государство очень серьезно занимается профессиональным образованием, большое внимание этому направлению уделяет лично Президент Владимир Владимирович Путин. С удовлетворением констатирую, что в нашем регионе эта работа ведется успешно, и опыт Смоленской области приводится в качестве примера для остальных субъектов Федерации. В частности, в ходе одного из заседаний Правительства России я, по предложению Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева, выступил с докладом о деятельности, проводимой Администрацией области в части профессионального образования.

Эта работа в регионе строится, в первую очередь, на базе трех образовательных учреждений – Смоленского строительного колледжа, Техникума отраслевых технологий и Смоленской академии профессионального образования. В них созданы региональные инновационные площадки для подготовки кадров по наиболее востребованным в нашей области профессиям – у нас сформирован «Топ-регион», в который включены 31 профессия из федерального перечня Топ-50 и 22 профессии, которые востребованы именно на Смоленщине.

Встречаясь со школьниками, их родителями, я всегда стараюсь донести до них информацию, что очень правильно выбрать ту профессию, которая будет востребована там, где ты родился и живешь, чтобы в будущем не приходилось переучиваться или идти работать вообще по другой специальности, впустую потратив несколько лет на получение образования. В области созданы различные центры, где детям и молодежи помогают с выбором профессии, и мы отталкиваемся от того, что у учащихся должна быть возможность пройти производственную практику по выбранной ими специальности.

Сергей Владимирович, государство, безусловно, не создает каких-либо препятствий для получения высшего образования, условий, в которых большее число людей пойдет в сферу профессионального образования. При этом, очевидно, что в нашей стране и, в частности, Смоленской области, не хватает специалистов в самых разных отраслях. И задача власти – регулировать эти процессы таким образом, чтобы во всех сферах экономики нашего региона было достаточно высококвалифицированных специалистов.

– Алексей Владимирович, весна – это достаточно напряженное, волнительное время не только для родителей выпускников, но и для родителей будущих первоклассников. В школах формируются первые классы, а как мы знаем, несколько лет назад на федеральном уровне был принят соответствующий закон, который обязывает школы работать, скажем так, по территориальному принципу. То есть, в первую очередь местами в первом классе обеспечиваются те, кто живет по соседству с образовательным учреждением. Закон хороший, но, тем не менее, его действие вызывает ряд вопросов, среди которых, в частности, возникновение практически ажиотажного спроса на посещение первого класса в той или иной школе. И много вопросов задают родители: почему, например, дом стоит рядом со школой, а приходится идти в соседний квартал, или почему в прошлом году дом относился к этой школе, а в нынешнем – в другой. Как бы Вы ответили на эти вопросы?

– Уважаемый Сергей Владимирович, я хочу, чтобы и Вы, и все родители маленьких смолян знали самое важное: в первый класс школы должен быть принят каждый ребенок. При этом, в первый класс зачисляются дети, достигшие возраста 6,5 лет, но не старше восьми. То есть, на протяжении этих полутора лет родители имеют право подать заявление на прием ребенка в первый класс, и школа обязана его принять без дополнительных тестирований и конкурсов, и это тоже требование законодательства.

Но, безусловно, в первую очередь, та или иная школа обязана принимать детей, зарегистрированных в микрорайоне, где находится образовательное учреждение. И если после зачисления всех детей, проживающих в соседних домах, в первых классах остаются вакантные места, школа имеет право принимать детей из других микрорайонов, улицы которых не привязаны к школе. Отказать в принятии в первый класс ребенка, даже проживающего по адресу, прикрепленному к школе, образовательная организация может только в том случае, если в ней нет ни одного свободного места.

Тогда родителям, к сожалению, придется искать иную школу, расположенную максимально близко к месту жительства ребенка, и такая школа, подчеркну, обязана принять ребенка, если в ней есть свободные места. И в данном случае, хочу обратить внимание всех родителей будущих первоклассников, заявление о зачислении в первый класс нужно подать в срок до 1 июля.

Конечно, Сергей Владимирович, каждый взрослый – и родители, и бабушки, и дедушки – очень волнуются, когда их ребенок становится первоклассником. И я как человек, уже дважды проходивший через эти волнения, хорошо понимаю смолян.

– Не так давно часть школ, которые назывались гимназиями и лицеями и говорили о том, что у них есть особое право отбирать себе учеников. И, в первую очередь, говорили о том, что они отбирают детей одаренных. Вы сказали, что тестирование, другие виды конкурсного отбора отменили. Как же теперь быть с одаренными детьми, как не потерять их в массе детей, прикрепленных к школам по территориальному принципу?

– По моему поручению в области создана Ассоциация «Смоленский Олимп» – аналог Центра «Сириус», который начал работу по поручению Президента Владимира Владимировича Путина. Отличие у этих организаций только одно. Федеральный центр «Сириус» занимается работой с одаренными детьми, в то время как задача Ассоциации «Смоленский Олимп» гораздо шире – она призвана выявить мотивированных детей, которых, к слову, гораздо больше, чем одаренных. Между «Сириусом» и «Смоленским Олимпом» заключено соглашение, однако, еще до его подписания десятки детей из нашей области посещали центр в Сочи. Так, только в 2017 году 20 юных смолян получили возможность побывать на этой, несомненно, уникальной образовательной площадке. Базовыми для нашей Ассоциации стали два учебных заведения областного центра – лицей имени Кирилла и Мефодия и физико-математический лицей при Московском инженерно-физическом институте. Именно в их аудиториях мы предоставляем максимум возможностей для развития мотивированных и одаренных детей, о которых мы сейчас говорим.

– Инклюзивное образование. Мы в своих программах неоднократно обращались к этой теме. Напомню нашим телезрителям и радиослушателям, что это декларированное законом право для детей с ограниченными возможностями здоровья учиться в обычной школе, в обычной школьной среде. Насколько эффективно это право сегодня реализуется в Смоленской области со стороны органов государственной власти и насколько востребована эта возможность со стороны самих детей, их родителей?

– Сергей Владимирович, я часто встречаюсь с такими детьми, их родителями, вижу их боль, вижу, как они тянутся к жизни обычного человека, и региональная власть прилагает максимум усилий, чтобы помочь им в этом. Так, только за последние годы у нас создан целый ряд таких инструментов, как лекотека, сенсорный сад, мы активно работаем над внедрением инклюзивного образования в школах области. Уже сейчас такую возможность предоставляют в 101 школе Смоленщины, а это ни много ни мало – почти треть от общего количества общеобразовательных учреждений в регионе. Активное содействие детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают сотрудники Центра образования для детей с особыми образовательными потребностями, где открыт центр дистанционного образования. Более того, на его базе и родители, и педагоги могут получать методическую помощь в работе с детьми, консультации и психологическую поддержку – это также крайне важно, поскольку многие родители не знают, что нужно делать, чтобы у их детей появились бОльшие возможности для всестороннего развития. Безусловно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, продолжим эту работу, чтобы во всех муниципалитетах, где действует данная программа, в школах вместе с обычными детьми могли обучаться их сверстники с ограничениями по здоровью. Это особенно важно потому, что именно в коллективе в разы возрастает возможность для улучшения их состояния.

– Но и для обычных детей это тоже очень важный аспект – учиться рядом с такими детьми и тоже социализироваться, привыкать к общению с ними в обществе.

– Согласен с Вами, Сергей Владимирович, потому что, к сожалению, такая проблема у нас есть, и мы не должны ее скрывать. Многие моральные ценности утратили свое значение, и их воспитанию уделяют внимание далеко не во всех семьях или образовательных организациях. При этом, я убежден, что здоровые дети должны знать и эту сторону жизни и воспитываться так, чтобы не отталкивать от себя детей с ограничениями по здоровью.

– Алексей Владимирович, если подводить итог всему, о чем мы говорили ранее, каковы, на Ваш взгляд, основные острые нерешенные проблемы в сфере школьного образования в Смоленской области? Это материально-техническая база наших школ или, может быть, кадровый потенциал?

– Конечно, старение кадров остается очень серьезной проблемой сферы образования региона. На сегодняшний день в Смоленской области 16% педагогов – люди в возрасте старше 60 лет. Это достаточно большая цифра, поэтому мы стараемся оказывать всю возможную поддержку молодым специалистам, которые приходят в школы. К сожалению, у нас пока нет возможности помогать им по-настоящему серьезными средствами, но мы, тем не менее, работаем над решением этой проблемы. Так, молодые специалисты со стажем работы в учебном заведении менее пяти лет получают дополнительно две тысячи рублей в месяц, а те, кто с отличием окончил высшее учебное заведение, – три тысячи рублей. Будем надеяться, что регион со временем будет больше зарабатывать, и у нас появится возможность выделять на поддержку молодых педагогов бОльшие средства.

Вторая серьезная проблема заключается в том, что в регионе еще остались школы, обучение в которых ведется в две смены. При этом, в отличие от иных субъектов Федерации, мы смогли полностью ликвидировать трехсменное обучение. В последние годы в области началось строительство новых школ – так, открыта новая школа в Велиже на 660 мест, сейчас возводится пристройка на 575 мест к школе №33 –крупнейшей в областном центре. В следующем году мы планируем начать строительство средней школы в быстро развивающемся микрорайоне Соловьиная роща, затем в планах – строительство школы в деревне Новые Батеки Смоленского района. И я надеюсь, что, в том числе, за счет строительства этих школ мы ликвидируем обучение в две смены к 2025 году.

Конечно, остается актуальной проблема материально-технического обеспечения образовательных учреждений, вместе с тем, мы активно работаем над ее решением. Только в 2017 году нами на эти цели направлено 83 миллиона рублей. Кроме того, в прошлом году для школ области приобретено 10 автобусов для подвоза детей к месту учебы, а всего за последние годы мы купили 186 автобусов. В минувшем году мы также выделили значительные средства на обеспечение школ учебной литературой, благодаря чему на 98% обеспечили потребность школ в учебниках по новым федеральным образовательным стандартам начального и основного общего образования.

Таким образом, Сергей Владимирович, у поднятого Вами вопроса есть различные пути решения, и Администрация области, руководство муниципалитетов, безусловно, занимаются решением данных проблем.

– Алексей Владимирович, спасибо за участие в нашей программе.

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области 2024 – официальный сайт

Яндекс цитирования
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphus