Губернатор Алексей Островский провел рабочее совещание по вопросам развития агропромышленного комплекса региона

Губернатор Алексей Островский провел рабочее совещание по вопросам развития агропромышленного комплекса региона

Губернатор Алексей Островский провел рабочее совещание с и.о. начальника Департамента по сельскому хозяйству и продовольствию Александром Царевым и и.о. начальника Главного управления ветеринарии Андреем Карамышевым, посвященное приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса региона в 2020 году.

В частности, речь шла об оказании содействия молокоперерабатывающим предприятиям, в том числе – путем введения новых мер поддержки, необходимых для того, чтобы молоко, получаемое в регионе, поставлялось на переработку местным производителям, а не вывозилось за пределы области.

28.01.2020
420

Губернатор Алексей Островский провел рабочее совещание с и.о. начальника Департамента по сельскому хозяйству и продовольствию Александром Царевым и и.о. начальника Главного управления ветеринарии Андреем Карамышевым, посвященное приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса региона в 2020 году.

В частности, речь шла об оказании содействия молокоперерабатывающим предприятиям, в том числе – путем введения новых мер поддержки, необходимых для того, чтобы молоко, получаемое в регионе, поставлялось на переработку местным производителям, а не вывозилось за пределы области.

Алексей Островский: В связи с тем, что я принял решение лично курировать сферу сельского хозяйства, а также учитывая приоритетность агропромышленного комплекса для экономики нашего региона, считаю необходимым предметно обсудить существующую в этой отрасли проблематику. Наступил новый год и нам предстоит  подумать, каким образом следует изменить подходы и  механизмы реализации региональной политики в области сельского хозяйства, чтобы показатели производства стабильно росли. В большей степени, Александр Анатольевич [Царев, и.о. начальника Департамента по сельскому хозяйству и продовольствию], я жду конкретных предложений от возглавляемого Вами Департамента. В первую очередь, это касается мер поддержки наших сельхозтоваропроизводителей, которые занимаются производством и реализацией молока и молочной продукции на территории области. Для нас крайне актуальна проблема, когда молоко, произведенное на Смоленщине, к сожалению, поставляется на переработку в другие регионы. Необходимо найти выход из сложившейся ситуации. С учетом того, что в ходе одного из совещаний я Вам такую задачу уже ставил, какие мысли по поводу повышения конкурентоспособности местных производителей и переработчиков?

Александр Царев, и.о. начальника Департамента по сельскому хозяйству и продовольствию: В настоящее время закупку молока у сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств региона осуществляют 59 заготовителей, однако, только 29 из них – местные молокоперерабатывающие предприятия. Остальные тридцать – молочные заводы из других субъектов Федерации и организации-перекупщики. Это обусловлено, в первую очередь, близостью Смоленской области к Республике Беларусь, а также тем, что закупочная цена на молоко у местных предприятий за прошлый год составила, в среднем, 20 рублей 60 копеек. В то время как закупочная цена на молоко, предлагаемая молокоперерабатывающими предприятиями других регионов, зафиксирована на отметке 24 рубля 39 копеек. Таким образом, разница в закупочных ценах составляет более 3,5 рублей. <…>

В связи с этим наш Департамент предлагает несколько вариантов решения данной проблемы. Первый из них – предоставление субсидии на закупку сырого молока в рамках областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Мы проанализировали объем сырья, который потребуется закупать перерабатывающим предприятиям в этом году. В рамках программы такая статья расходов предусмотрена. Однако, заложенных в ней средств достаточно только для компенсации, в среднем, 1 рубля, при том, что требуется, как я уже сказал, 3,5 рубля. По нашим расчетам на предоставление такой субсидии нужно дополнительно изыскать около 30 млн рублей.

Второе предложение: установить различные ставки субсидии для тех сельхозтоваропроизводителей, которые поставляют молоко на местные перерабатывающие предприятия, и тех, кто вывозит его за пределы области. Считаем возможным ввести повышающий коэффициент для компаний, реализующих в области более 30% молока. Для них ставка субсидии будет удваиваться. 

И третий вариант – изменить субсидирование из средств областного бюджета на содержание товарного поголовья высокопродуктивных молочных коров и прирост молочных коров. Реализация внутри региона части произведенного молока станет одним из обязательств при получении субсидии.

Алексей Островский: Александр Анатольевич, то, что усилия профильного Департамента, предпринимаемые с целью развития молочного скотоводства, а также переработки молока на предприятиях региона, были и остаются недостаточными - констатация факта. И хорошо, что Вы это понимаете. Во-первых, на ситуацию влияет наше соседство с Республикой Беларусь,  которая традиционно входит в число мировых лидеров по экспорту молочных продуктов. Во-вторых, нас ограничивает собственный областной бюджет и невозможность выделить значительные средства на поддержку производителей молока и его переработчиков.

Также хочу обратить внимание, что на этот год запланирован запуск новых производств  – молочного комбината «Роса» в Смоленске, молочных цехов в Починковском районе, а также  расширение и модернизация цеха сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива «Васьковский».  Как следствие, в регионе существенно возрастут объемы закупок молока. Необходимо принимать меры, чтобы эти и другие предприятия подобного профиля  активнее приобретали сырье у местных производителей. 

Исходя из этого, нам необходимо понять, насколько предложенные Вами варианты поддержки,  приведут к кардинальному изменению ситуации и позволят оставлять молоко для переработки в регионе, а затем – продавать готовую продукцию в местных магазинах. Чтобы не получилось так, что «молочка», произведенная  на Смоленщине, все равно будет реализовываться за ее пределами. Нужно стремиться к тому, чтобы смоляне видели на прилавках широкий ассортимент местной молочной продукции - молоко, творог, сметану и так далее.

Кроме того, учитывая наше географическое положение, близость к Республике Беларусь, считаю целесообразным продолжать работу по взаимодействию с Министерством сельского хозяйства для того, чтобы  региону предусматривались повышающие коэффициенты при  распределении федеральных субсидий, необходимые  для поддержания конкурентоспособности смоленских производителей на рынке.

В то же время, Александр Анатольевич, считаю, что для поиска оптимальных решений в таких серьезных вопросах нам следует опираться на мнение смоленских сельхозпроизводителей. Поручаю Вам подготовить мою встречу с руководством компаний, которые занимаются одновременно и производством, и переработкой молока. Хочу услышать их мнение и понять, какие меры поддержки с нашей стороны будут наиболее оптимальными.

Александр Царев: Будет исполнено.

Еще одним вопросом, вынесенным на обсуждение, стали промежуточные итоги внедрения единого регионального торгового бренда «Смолпродукт», создание которого было инициировано Губернатором Алексеем  Островским в начале 2018 года с целью кооперации региональных предприятий сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности.

Александр Царев: По Вашему поручению, Алексей Владимирович, совместно с Департаментом промышленности и торговли мы ведем работу по содействию смоленским сельхозтоваропроизводителям в продвижении их продукции под единым региональным брендом «Смолпродукт». В настоящее время брендированные товары реализуются в 161 магазине «Пятерочка», 175 торговых точках облпотребсоюза, 4 гипермаркетах «Магнит», 300 отделениях «Почты России», а также в локальной рознице. <…> В 2019 году наш Департамент совместно с региональным Центром поддержки предпринимательства разработал областную субсидию на сертификацию и внедрение документации по контролю качества и безопасности пищевой продукции [ХАССП]. На данный момент соответствующую сертификацию получили 11 смоленских компаний, заключивших договор о реализации продукции под брендом «Смолпродукт». Еще 10 получат ее в ближайшее время. Также в наших дальнейших планах – увеличение доли товаров местных производителей в федеральных торговых сетях, представленных на территории области, до 15-20%, создание в магазинах брендированных торговых полок  «Смолпродукт». Кроме того, перед нами стоит задача расширить ассортимент продукции под брендом «Смолпродукт» и добавить в номенклатурную линейку 14 новых наименований.

Алексей Островский: Я рад, что наша идея создания единого регионального торгового бренда была одной из первых в России, что она успешно работает, а под брендом «Смолпродукт» сегодня выпускается совершенно разноплановая продукция (мясная и овощная консервация, повидло, древесный уголь, овсяные хлопья и пр.), которая представлена на полках местных магазинов и федеральных торговых сетей. Необходимо и дальше развивать это направление, чтобы товары, объединенные брендом «Смолпродукт», были востребованы не только в Смоленской области, но и снискали популярность далеко за ее пределами.

Также стороны рассмотрели реализацию на территории области государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Александр Царев: Алексей Владимирович, в нынешнем году в рамках данной госпрограммы мы получили беспрецедентный объем средств – почти 82 млн рублей. Эта субсидия может быть направлена на сохранение и восстановление в сельской местности историко-культурных памятников, строительство спортивных и детских игровых площадок, обустройство освещения территорий с использованием энергосберегающих технологий, а также создание площадок накопления твердых коммунальных отходов. В Департамент уже поступило большое количество заявок от муниципалитетов на участие в программе. При этом значительная их часть [166] касается восстановления памятных мест и воинских захоронений времен Великой Отечественной войны – это связано с тем, что в нынешнем году наша страна отметит 75-летие Победы. Также наш Департамент получил более 50 заявок на строительство спортивных и детских площадок.

Единственная проблема заключается в том, что, согласно условиям данной программы, субсидия бюджету муниципального образования по каждому из направлений составляет только 70% от общей стоимости того или иного проекта. Оставшиеся 30% должны «покрываться» за счет средств местного бюджета. Для некоторых муниципалитетов, нуждающихся в благоустройстве сельских территорий, такой процент софинансирования практически неподъемен. В связи с этим просим Вас, Алексей Владимирович, рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования для того, чтобы поддержать районы, чей бюджет не располагает требуемыми средствами – например, Угранский, Темкинский, Ершичский. Иначе получится, что часть проектов, в которых есть необходимость,  попросту не будет реализована.

Алексей Островский:  Безусловно, меня очень радует, что Смоленская область стала участником этой госпрограммы, получив таким образом возможность благоустраивать сельские территории за счет средств федеральных субсидий. Однако,  меня не устраивает, что жители региона крайне мало знают о тех перспективах и направлениях работы, которые данная программа открывает, и механизмах ее реализации. Поэтому я поручаю Вам, Александр Анатольевич, оперативно донести эту информацию до сведения глав муниципальных образований, а через них - до жителей поселений, которые должны быть в курсе, какие мероприятия заложены в госпрограмму, как ее осуществление может улучшить жизнь в том или ином населенном пункте.

Что касается необходимости выделения дополнительных средств из областного бюджета на софинансирование мероприятий данной госпрограммы, то я, будучи в курсе существующей проблематики, полностью разделяю Вашу позицию. Убежден, что будет справедливо дать возможность участвовать в ней тем муниципалитетам, которые в сравнении с такими районами как Сафоновский, Вяземский или Гагаринский располагают  более скромными бюджетами. По итогам нашего сегодняшнего совещания я дам соответствующее поручение своему профильному заместителю Алексею Александровичу Гусеву изучить данный вопрос и предложить пути его решения.

Помимо этого, в ходе совещания поднимались вопросы, связанные с планами работы Главного управления ветеринарии на 2020 год.  Напомним, основной задачей, которая стоит перед Главным управлением, является организация работы по обеспечению эпизоотического благополучия на территории региона.  Также ведомство проводит ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов и сырья животного происхождения, обеспечивает лечение заболевших животных, находящихся в животноводческих хозяйствах и в личной собственности граждан.

Андрей Карамышев, и.о. начальника Главного управления ветеринарии: Алексей Владимирович, в настоящее время нашей основной задачей является продолжение работы по внедрению федеральной государственной информационной системы «Меркурий», посредством которой сегодня оформляются все ветеринарные сопроводительные документы, необходимые при производстве, хранении и перемещении поднадзорной продукции [корма и кормовые добавки, мясо, рыба, морепродукты и пр.]. К сожалению, сотрудники нашего Управления выявляют большое количество нарушений, допускаемых при оформлении подконтрольных товаров. В связи с этим мы приняли решение проводить обучающие занятия  для предпринимателей – с этой целью выезжаем в районы, где на конкретных примерах разбираем все возможные ошибки, отрабатываем механизмы оформления документации.

Алексей Островский: Совершенно правильно, что делаете акцент на данном направлении. Внедрение системы «Меркурий» – крайне важная и полезная работа, необходимая для осуществления качественного контроля за деятельностью сельхозтоваропроизводителей, а также повышения биологической и пищевой безопасности наших граждан.

     

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области 2024 – официальный сайт

Яндекс цитирования
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphus