- Главная
- Новости
- Выступления
- Тексты официальных выступлений и заявлений Губернатора Смоленской области
- Доклад Губернатора А.В.Островского на заседании Правительства Российской Федерации 12 февраля 2015 года
О комплексе мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования
Сегодня возможности развивать систему среднего профессионального образования у субъектов есть, они созданы Правительством, и благодаря лично Вашему пристальному вниманию к этому вопросу, Дмитрий Анатольевич. Нам на местах их надо просто грамотно реализовывать.
Рассчитывать на интенсивное развитие отечественного производства можно только при наличии профессиональных кадров. Поэтому в 2012 году были открыты 7 отраслевых ресурсных центров и 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, что позволило обучить по программам непрерывного образования 7% взрослого населения (в возрасте 25-65 лет) от общей численности занятых в экономике лиц.
В рамках реализацииФедеральной целевой программы развития образования по направлениям «Машиностроение» и «Химическое производство» с 2013 года внедряется система дуального обучения, когда практическую часть студенты проходят на базе лучших предприятий региона.
Для объективности оценки качества образования ТПП Смоленской области разработан регламент профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а смоленским Научно-промышленным союзом внедряется система независимой сертификации квалификаций выпускников.
Мы отказались от подготовки кадров в «пустоту», кадров, которые не востребованы на региональном рынке труда, поэтому прежде чем определить количество бюджетных мест и направлений подготовки изучаем потребности экономики в специалистах. И как, результат, за последние 2 года доля приема на технические профессии и специальности выросла с 40% до 71%, а доля трудоустроенных выпускников с 45% до 61% (по России – 58%).
Деятельность центров планирования карьеры и трудоустройства, а также проведение олимпиад профессионального мастерства и конкурсов в рамках движения WorldSkillsRussia, помогают закрепить в регионе выпускников, что особенно актуально для регионов ЦФО в которых существует большой отток молодежи в Москву.
Наше «ноу-хау» – это проект летней технической школы Смоленской области «Архитектура таланта», современный лагерь талантливых школьников для популяризации рабочих профессий и профориентации. В основу образовательной программы мы положили «Атлас новых профессий», разработанный АСИ. И как продолжение этого проекта мы видим необходимость в создании Смоленской технической школы – специализированной школы для учащихся 8 – 11 классов, имеющих склонность к обучению по инженерным специальностям.
Планируем завершить формирование высокотехнологичных центров для обучения по образовательным программам с учетом 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей на основе кластерного подхода. Мы вовлекаем представителей бизнеса в работу попечительских советов.
В связи с вызовами сегодняшнего дня мы пытаемся найти новые источники роста для экономики области. Для обеспечения самозанятости и самореализации студентов регион готов к созданию хозяйственных обществ «малых молодежных предприятий» на базе образовательных организаций с использованием их материально-технических ресурсов. Это обеспечило бы вовлечение в предпринимательскую среду уже к 2017 году до 5% выпускников техникумов и колледжей. Однако здесь недостаточно проработан вопрос нормативного регулирования их деятельности на базе профессиональных образовательных организаций, т.к. согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» это регламентировано только для образовательных организаций высшего образования. Просим Вашего поручения, уважаемый Дмитрий Анатольевич, о внесении изменений в закон.
Также прошу поддержать наше предложение о включении в Федеральную целевую программу развития образования в направление «Совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования» отрасль «Композитные материалы», с целью подготовки квалифицированных кадров для предприятий, ориентированных на импортозамещение.
В завершение своего выступления хотел бы отметить, что формат поддержки, выбранной Министерством образования и науки Российской Федерации в части субсидирования региональных программ развития профобразования, себя оправдал.