- Главная
- Новости
- Выступления
- Тексты официальных выступлений и заявлений Губернатора Смоленской области
- Участие Губернатора А.В.Островского в телепрограмме «Диалоги» 29 декабря 2014 года
Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (совместный проект газеты «Смоленские новости» и телекомпании «Феникс») стал губернатор Смоленской области Алексей Островский. Предлагаем вашему вниманию газетный вариант этой беседы.
– Здравствуйте, Алексей Владимирович.
– Здравствуйте, уважаемый Сергей Витальевич! Здравствуйте, дорогие и глубокоуважаемые смоляне!
– Я Вас приветствую в программе «Диалоги». Наши беседы – это всегда сочетание вопросов на политические, экономические и общечеловеческие темы, но сегодня я хотел бы начать не просто с вопроса, а с вопроса-просьбы. Трудный период переживают сейчас россияне, в том числе и смоляне, конечно. Это связано с ростом цен, с обвалом рубля. Кто-то бежит в обменник за валютой, кто-то запасается в аптеке лекарствами впрок, кто-то скупает бытовую технику и даже автомобили – то, что конечно осталось после нашествия белорусов. В связи с этим, Алексей Владимирович, чтобы Вы хотели сказать сегодня смолянам? Может быть, Вы найдёте какие-то слова, чтобы Новый год они встретили с большей радостью, с большим оптимизмом.
– Вы знаете, Сергей Витальевич, я по возрасту подавляющему большинству смолян пока ещё не могу давать советы, думаю, что к моим словам – человека достаточно ещё молодого, люди старшего поколения отнесутся скептически. И это будет справедливо, потому что, не смотря на то, что я занимаю самую высокую в нашем регионе должность, эти люди имеют значительно бОльший опыт, бОльшую мудрость – не мне им давать наставления. Но раз уж задан вопрос, скажу, что на мой взгляд, каждый должен рассчитывать, прежде всего, на себя. Это вовсе не означает, что я снимаю с себя и с Администрации области ту или иную ответственность. Мы в регионе отвечаем за всё, мы обязаны менять ситуацию к лучшему или, по крайней мере, не ухудшать её. Но что будет происходить на рынке валют, что будет происходить в экономике Российской Федерации, боюсь сейчас не сможет сказать никто. Страна впервые попала под санкции. В истории современной России такого ещё не было. Так что здесь советы давать сложно. Надо каждый день работать, решая текущие задачи. Мы в Администрации этим и занимаемся.
– А Вы лично как поступаете сейчас? Наверное же, есть какие-то накопления, счета в банках?
– Вот Вы сказали, что люди бегут менять рубли на валюту. Большинство смолян, к огромному сожалению, не имеет таких сбережений, чтобы срочно менять их на доллары или евро. Я тоже живу на зарплату. Она, по сравнению со среднеобластной, достаточно высокая, но не такая чтобы при семье в пять человек иметь какие-то серьезные накопления и думать, что с ними делать. И бытовую технику я тоже не скупаю. То, что люди это делают, может, это и правильно, только ведь надо иметь в виду, что это и создает ажиотажный спрос и влияет на цены. Но отговаривать людей от таких набегов на магазины я тоже не имею морального права, потому что я не могу сказать, что будет с рублем в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
– Недавно наткнулся на итоги очередного опроса – вот уже в этот период – и что интересно: даже в этих условиях более 70% россиян считают себя счастливыми людьми. Вы это как объясняете?
– Сергей Витальевич, Вы меня постарше, как и многие наши телезрители, и лучше меня знаете, что всё в этом мире относительно. И ощущение счастья тоже. Как говорится, смотря с чем сравнивать. На фоне, скажем, событий в Донецкой и Луганской областях, где сотни людей лишились крова, а кто-то и потерял своих близких, мы, имея мирное небо над головой, можем считать себя счастливыми. Иметь семью, работу, здоровье, иметь возможность спокойно воспитывать детей, поддерживать своих родителей – это уже достаточные основания, чтобы называть себя счастливым, так ведь? Я вот недавно прочел в одной книге такую фразу: самый счастливый человек тот, у кого ничего в текущую минуту не болит. И это тоже верно, неправда ли, Сергей Витальевич?
– Я, как человек, который постарше Вас, с этим абсолютно согласен. Хорошо. Если говорить о счастье, то, как известно, есть общечеловеческое счастье, а есть профессиональное. В данном случае губернаторское счастье. Я даже рискну сказать, в чём оно для Вас состоит, потому что Вы не раз в наших беседах об этом говорили: сделать жизнь смолян лучше, а для начала хотя бы заставить их поверить в то, что перемены к лучшему возможны. Насколько 2014 год, если в общих чертах, приблизил Вас к этому губернаторскому счастью?
– Слово «счастье», наверное, здесь слишком громкое, но, я действительно, говорил не раз и повторю сейчас, что буду считать поставленную передо мной Президентом страны в апреле 2012 года задачу выполненной, если удастся изменить жизнь смолян к лучшему – хотя бы по тем или иным направлениям, потому что для того чтобы изменить её в целом, качественно, мы должны иметь другую экономику в Российской Федерации, другую социальную политику и жить не в условиях санкций. И, тем не менее, если говорить о 2014 годе, то считаю, нам есть чему радоваться: по многим направлениям мы продвинулись вперед. Как Вы и просили, скажу об этом в самых общих чертах. Есть движение вперёд, в частности, по темпам строительства, по жилью, по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья – по этим направлениям наш регион находится в лидерах. Замечу, что до формирования нашей Администрации Смоленская область ни по одному из направлений в лидерах не значилась. По агропромышленному комплексу мы в этом году вышли на фантастические для нас – не побоюсь этого слова – показатели. В первую очередь благодаря тем, кто работает на земле, нашим аграриям. За всё время после распада Советского Союза таких результатов на селе не было, они – ошеломляющие. И это нас радует. По газификации мы уверенно идем вперед, и каждый месяц, газифицируем всё новые и новые населенные пункты. Что касается социальной политики, то мы не только сохранили все льготы и индексировали их, но и каждый год вводим новые льготы. Мы строим – и это впервые после развала Советского Союза – сразу семь детских дошкольных учреждений. Буквально за последние несколько месяцев открыли три новых детских садика. Строим суперсовременный перинатальный центр, которого никогда не было на Смоленщине. А вспомните, какой была столица нашего региона – Смоленск к моменту формирования мною Администрации. И по уборке снега, и по вывозу мусора, и по благоустройству, и по внешнему виду центра города – картина поменялась ну если не радикально, то очень значительно. Есть немало направлений, по которым Смоленщина поднялась на первые позиции, хотя конечно, большинство жителей области пока не чувствуют серьезного улучшения своей жизни. И это меня удручает. Очень много ещё не сделано, и мы это осознаем, и никакого почивания на лаврах нет – мы просто работаем, пытаемся сделать максимально возможное в сложившихся условиях. Меняем экономику, привлекаем инвестиции, в большей мере, нежели другие регионы получаем федеральную помощь. Это тоже всё очень непросто, но движение вперёд налицо.
– Вы упомянули проблему переселения из ветхого жилья, и я вспомнил, что ровно год назад в этой программе мы говорили о том, что в ноябре 2014 года Президент обещал проверить выполнение этой задачи и жестко наказать отстающих. Не знаю, правда, помнит ли он сам об этом…
– … помнит, безусловно, извините, что я Вас перебил, наш Президент всё помнит и если некоторые питают иллюзии на этот счет, то это лишь иллюзии. Если Президент иногда берет паузу, то я думаю это для того чтобы некоторые чиновники подрасслабились, а он потом на их примере покажет, что в стране есть руководитель, который контролирует все процессы.
– Когда эта пауза закончится, нам, я так понимаю, есть что предъявить по решению этой проблемы?
– По данным Правительства, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, наш регион в решении проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья является лидером – и не только в ЦФО, а и в стране. Мы занимали в разные месяцы или третью или четвертую или пятую строчки в общероссийском рейтинге регионов. Я считаю, что это большой успех для Смоленской области, которая по экономике, по социальной сфере, не является пока еще, к сожалению, лидером в стране.
– Алексей Владимирович, в Послании Президента много внимания было уделено бизнесу. Речь шла о налоговых каникулах, о надзорных каникулах, то есть о сокращении проверок, и некоторых других моментах, которые должны облегчить жизнь бизнес-сообществу. Чего ожидать в 2015 году нашим предпринимателям от местных властей? Я имею в виду не крупных инвесторов, а тех, кого называют малым и средним бизнесом.
– Здесь следует разделить проблему – на федеральную составляющую и местную. Те позиции, о которых Вы сказали, относятся к компетенции федеральных органов власти – и проверки, и налоговые ставки. Наша же задача – оказать максимально возможную помощь предпринимателям в тех вопросах, которые относятся к юрисдикции региона. И такая работа идет постоянно, ежедневно. Я сам регулярно встречаюсь с представителями бизнеса, веду диалог, пытаюсь выяснить, какие проблемы их в первую очередь волнуют. Нужна финансовая помощь? Мы её оказываем из бюджета, причем, каждый год всё в больших объемах. Если в прошлом году мы на поддержку малого и среднего бизнеса затратили 235 млн. рублей, то в 2014 уже 285 млн. рублей. В следующем году будет ещё бОльшая сумма. Растет и количество тех, кто получает эту помощь, в 2014 году – это плюс 40 предпринимателей по сравнению с 2013 годом. Главное, к чему мы стремимся, и в чём состоит одно из основных требований предпринимателей – это не менять «правила игры». Я это гарантировал бизнесу на недавней встрече. Должны быть чёткие правила, чтобы бизнес знал: каждый год поддержка будет оказываться по одним и тем же направлениям, чтобы люди могли прогнозировать свою деятельность на перспективу – на 5-10 лет. И мы это сделали. Мы стараемся и по новым направлениям давать субсидии, в частности, на поддержку частных образовательных учреждений. Благодаря этому мы в 2014 году получили около 200 новых мест в частных детских садах. Так что эта работа идет, но в тех возможностях, которые есть у региона.
– Алексей Владимирович, Вы не раз говорили, что выступаете за прямые всенародные выборы губернатора.
– Конечно.
– А вот что касается выборов глав муниципалитетов, в том числе и города Смоленска, здесь у Вас другая позиция и другое принято решение. Получается, что для выборов губернатора народ созрел, а для выборов глав городов и районов – нет. Такой напрашивается вывод.
– Первое. Это не моя позиция, а позиция депутатского корпуса. Законопроект принят областной Думой в безусловном диалоге с Администрацией области. Федеральным законодательством, как Вы знаете, было предложено две формулы. Первая – прямые всенародные выборы глав муниципалитетов, вторая – прямые выборы депутатов, которые из своего состава избирают соответствующих руководителей. Мы приняли именно этот вариант. Исходили, прежде всего, из соображений экономии бюджетных средств, потому что выборы – это затратное мероприятие и они ложатся существенным бременем на бюджеты различных уровней. Это, во-первых. Во-вторых, депутаты, избранные прямым голосованием, являются представителями избирателей – жителей Смоленской области. Доверяя депутатам право представлять их интересы в городских, районных советах, они, в том числе, доверяют им и право избирать главу муниципального образования и главу Администрации. Для вертикали власти, которую выстраивает Президент России, на мой взгляд, на взгляд депутатского корпуса, эта формула ближе и понятнее. Если в перспективе люди подтолкнут власть – и федеральную и местную к тому, чтобы и глав МО выбирать на прямых выборах, мы, естественно, будем менять региональное законодательство. Но то, что губернаторы должны избираться на прямых выборах – я об этом говорил с первых дней работы на этом посту. Убежден в правильности этой позиции и сейчас.
– Алексей Владимирович, неоднозначную реакцию вызвало решение о значительном увеличении резервного фонда Администрации области. Упрекают Вас в том, что Вы получаете ещё больше возможностей «раздавать деньги», наживая тем самым политический капитал. Какой всё же главный мотив этого решения?
– Мотив такой: к сожалению, инженерные сети, коммуникации, построенные ещё при советской власти, всё больше и больше изнашиваются. Трубопроводы, водопроводы, газопроводы, электрические сети, крыши, лифтовое хозяйство – часто, к сожалению, выходят из строя, значительно осложняя жизнь людей. А Федерация не вкладывает пока в обновление всего этого хозяйства те ресурсы, которые нам хотелось бы получить. Вот резервный фонд и нужен для того, чтобы оперативно, в текущем режиме, без длительных юридических процедур оказывать необходимую помощь в сложных ситуациях. Для этого он и увеличен, но ровно на столько, на сколько мы видим потребность по прошлому году. С изменением ситуации будем этот фонд увеличивать или уменьшать.
– Я могу высказать своё мнение: то, что резервный фонд увеличен и то, как он сейчас распределяется, на мой взгляд, как раз таки хорошо. По крайней мере, эти деньги находятся в одних руках, а обещая тому или иному адресату помощь, Вы понимаете, что главным контролером прозрачности этих средств и эффективности их использования будут те самые люди, которым эти деньги обещаны. А раньше средства растекались по 48 депутатам и были практически бесконтрольны.
– Хочу подчеркнуть, что эту работу мы проводим совместно с депутатским корпусом. Депутаты от имени своих избирателей постоянно обращаются в Администрацию, и помощь выделяется тем, кому она действительно необходима. Я благодарен депутатам за то, что, принимая бюджет на 2015 год, они сохранили все социальные льготы, а, понимая, что чрезвычайных ситуаций всё больше и больше, поддержали и эту позицию.
– Хотел поговорить на тему, на которую мы с Вами ещё точно не говорили. Думаю мои коллеги тоже. Она, правда, достаточно интимная, но тем не менее. В Ваших выступлениях и интервью не раз звучали фразы о Вашей вере в Бога, о Вашем отношении к религии. Ну, так – вскользь. Мне, как тоже верующему человеку, и как правнуку священника, интересно было бы узнать – как Вы пришли к Богу? Когда это произошло?
– Сергей Витальевич, это действительно, очень интимная тема. Да, я человек верующий, хотя, наверное, об этом лучше меньше говорить, а больше жить и работать, руководствуясь Божьими заповедями. Не буду лукавить – я пришёл к пониманию необходимости веры в Бога в достаточно уже зрелом возрасте – мне было 20 с лишним лет. Ни в детстве, ни в юности этого, к сожалению, не произошло. В 2003 году я был крещен одновременно со своей старшей дочерью. И вот с этого момента я ежедневно сверяю свою жизнь с Богом, с Божьими заповедями. Но не считаю очень правильным об этом говорить публично, тем более, что у каждого своё отношение к вере, своё восприятие Бога. Это очень личное дело.
– Согласен. Тогда не о личном. Недавно у Вас состоялась встреча с Патриархом Кириллом, на ней присутствовал и епископ Исидор. Вы, как сообщалось, проинформировали Святейшего о выделении 10 земельных участков для строительства храмов. Он поблагодарил. А вот было что-то, оставшееся за рамками официального сообщения?
– Очень много вопросов мы успели обсудить со Святейшим Патриархом – и о строительстве новых храмов, и о работе по оказанию социальной помощи жителям региона в той её части, которую мы проводим совместно с епархией, говорили и об образовании, и здравоохранении. Может и не очень удобно об этом говорить самому, но раз Вы задали вопрос, скажу, что Святейший очень положительно оценил работу Администрации области и мою работу. Сказал, что я, как руководитель региона, на правильном пути, произнес другие добрые и важные слова, которые были для меня очень лестны. Будет нескромно с моей стороны их повторять. Услышать позитивную оценку своей работы от человека, который 25 лет ежедневно служил Смоленщине, знал всех её руководителей, начиная с Ивана Ефимовича Клименко – это, согласитесь, дорогого стоит. Но я, конечно, воспринял такую оценку, прежде всего, как дополнительную ответственность, как аванс.
– Алексей Владимирович, как-то Вы, отвечая на мой вопрос о такой проблеме, как «бронзовение руководителя», ответили, что «бронзовение» – это путь в никуда». Должен сказать, что по моим ощущениям, хотя мы и не так часто встречаемся, как некоторые думают, этого бронзовения не происходит. Наоборот, Вы по-прежнему идёте в народ и слушаете всю правду без прикрас. Но вот что я заметил и хочу с Вами этим поделиться. Впрочем, заметил это не только я. Вот если взять депутатов областной Думы, то практически все они, даже в самом коротком выступлении, считают своим ну просто непременным долгом произнести фразы типа «благодаря Алексею Владимировичу», «если бы не Алексей Владимирович», «только Алексей Владимирович» и тому подобное. Я понимаю, что во многих случаях это действительно правда, и оно так и есть на самом деле. Но со стороны это выглядит не очень хорошо и со временем может превратиться в то, что называется «медвежья услуга». Ну и особенно забавно слышать это от депутатов-старожилов, которые точно такие же фразы произносили и по отношению к Маслову, и по отношению к Антуфьеву. Вот такое моё наблюдение.
– Сергей Витальевич, я не прошу никого, надеюсь, в этом Вы не сомневаетесь, специально подчеркивать мою роль в тех или иных позитивных изменениях. Но если люди считают, что эта роль действительно высока, я не могу им запретить об этом говорить, тем более, если объективно – о чём Вы и сказали – оно так и есть. Хорошо это или плохо? Наверное, и хорошо, и плохо. Здесь главное – слыша такие и подобные им фразы, не впасть в эйфорию, не «забронзоветь», как Вы сказали, а понимать, что это лишь аванс, ровно, как и слова Святейшего Патриарха, и идти дальше.
– Алексей Владимирович, спасибо большое. Я искренне желаю Вам успехов.
– Спасибо.
– И поздравляю с наступающим Новым годом!
– Взаимно, Сергей Витальевич.
Дорогие и глубокоуважаемые жители Смоленской области! Всего вам самого доброго. Тепла, уюта, здоровья и счастья вашим детям, здоровья и покоя вашим родителям. Будьте счастливы!