Сегодня мне бы хотелось обсудить важную задачу, которая стоит перед нами, уважаемые коллеги – это совершенствованиесистемы среднего профессионального образования. Нам в области необходимо сформировать современную, мобильную и ориентированную на запросы предприятий и бизнес-сообщества систему подготовки рабочих кадров, которая способна удовлетворять потребности региональной экономики.
В Смоленской области в 32 профессиональных образовательных организациях обучается за счет регионального бюджета более 14 тысячи студентов по 128 программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, причем следует отметить, что 71% из них – технического профиля (в 2012 году - 43%). Каждый год, под запросы работодателей, мы открываем новые специальности, что позволило значительно увеличить долю трудоустроенных выпускников в 2014 году до 61% (средний по РФ – 59%).
В соответствии соСтратегией развития подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года и Посланием Президента Российской Федерации нам необходимо сконцентрироваться на решении четырех стратегических направлений:
Во-первых, нам нужно стремиться, чтобы квалификация наших выпускников чётко соответствовала требованиям рынка труда, отвечала потребностям современной экономики, а образовательный процесс велся на современном оборудовании с использованием передовых технологий.
В Смоленской области создано 7 отраслевых ресурсных центров по подготовке специалистов и рабочих по направлениям: машиностроение, строительство, сельское хозяйство, энергетика, на техническое оснащение которых за последние 3 года было направлено более 102 млн. рублей средств федерального бюджета.
Считаю очень важным сегодняшний практический семинар, на котором мы сможем оценить результаты мониторинга деятельности центров, в учебно-тренировочных лабораториях которых студенты должны проводить не менее половины учебного времени, а взрослое население проходить переподготовку или повышение квалификации по программам непрерывного образования, что поможет избежать напряженности на рынке труда. Мы должны прекрасно понимать насколько эффективны финансовые вложения.
Во-вторых, мы должны сосредоточить ресурсы государства, бизнеса, образовательных организаций на развитии системы среднего профессионального образования.
Смоленской Академии профессионального образования Министерство образования и науки РФ присвоило статус федеральной инновационной площадки по внедрению элементов дуального обучения в образовательный процесс, когда студенты смогут совмещать теоретическую подготовку в образовательной организации с практическим обучением на предприятии. При этом бизнес-сообщество должно активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения через Межотраслевой методический совет по подготовке рабочих кадров, а также через наблюдательные и попечительские советы в образовательных организациях.
Государство и бизнес должны активно вкладывается в систему профессионального образования.
Нами разработана и утверждена модель системы развития среднего профессионального образования Смоленской области до 2020 года на основе кластерного подхода, начинается модернизация материально-технической базы образовательных организаций путем оптимизации и концентрации ресурсов, в ходе которой к 2020 году планируется создать 8 высокотехнологичных центров кластерного развития по направлениям: машиностроение, деревообработка, легкая промышленность, энергетика, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, транспортно-логистическая сфера, композитные материалы.
Уже в этом году на дооснащение Смоленского машиностроительного центра выделяется более 40 млн. рублей, а в областном бюджете запланировано 7 млн. рублей на создание высокотехнологических центров по направлениям «Строительство и коммунальное хозяйство», «Деревообработка» и «Сельское хозяйство».
В-третьих, один из важных критериев хорошего образования – это результаты региональных олимпиад профессионального мастерства и участие в национальных чемпионатах профессий типа World Skills.
С марта 2015 года регион стал участником движения «WorldSkillsRussia» и мы впервые примем участие в полуфинале «WorldSkillsRussia», который пройдет в Ярославле.
И наконец, в-четвертых, нам необходимо повысить привлекательностьрабочих и инженерно-технических профессий среди школьников и молодёжи, создать условия для их устойчивого профессионального развития. С этим у нас пока проблемы.
У нас осуществляет свою деятельность уникальный проект ‒летняя техническая школа «Архитектура таланта», в котором ежегодно участвует более 240 школьников, продолжением которого мы видим создание Смоленской технической школы для учащихся 8-11 классов.
Нам не хватает интересных профессиональных конкурсов и мероприятий, прославляющих человека труда, таких как «Лучший по профессии», форум работающей молодежи. Потребность в такого рода мероприятиях связана с возрастающей потребностью организаций в высококвалифицированных работниках для замещения вакантных высокопроизводительных рабочих мест. Над этим стоит подумать.
И еще очень важно, не забывать и о молодых людях, имеющих ограниченные возможности, которым мы должны обеспечить равный доступ к получению образования, и здесь ярким примером является деятельность центра социально-педагогического сопровождения профессионального образования для лиц данной категории «Оберег», созданный на базе Смоленского педагогического колледжа, в котором обучаются 38 человек.