- Главная
- Новости
- Выступления
- Тексты официальных выступлений и заявлений Губернатора Смоленской области
- Участие Губернатора А.В.Островского в телепрограмме «Лицом к области» 28 ноября 2015 года
Только за девять месяцев нынешнего года в Администрацию Смоленской области поступило почти восемь тысяч обращений граждан. С чем обращаются смоляне к региональной власти? О чем просят, что предлагают и чего ждут? И насколько конструктивно складывается этот диалог?
Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, программа «Лицом к области» записалась на личный прием к Губернатору Алексею Владимировичу Островскому.
- Здравствуйте, Алексей Владимирович.
- Здравствуйте, Максим Николаевич. Здравствуйте, уважаемые и дорогие смоляне.
- Алексей Владимирович, мы сейчас находимся с Вами в Приемной Администрации Смоленской области по обращениям граждан. Если я правильно понимаю, именно здесь ведут прием должностные лица Администрации, и, в том числе, и Вы, как высшее должностное лицо региона. Скажите, как часто удается найти время на такой личный прием?
- Возглавив регион, я сразу же дал очевидный и однозначный посыл всем своим подчиненным, что работа с жителями Смоленской области - прием граждан, реакция на их обращения, оказание содействия - это ключевой и главный приоритет работы Администрации под моим руководством. Поэтому и я сам, и мои заместители регулярно проводим приемы жителей Смоленской области, и не только здесь, в Приемной Администрации региона. Я, как глава субъекта, провожу также приемы в Приемной Президента Российской Федерации. При этом, выполняя мои поручения, подчиненные проводят приемы не только в Смоленске, но и не реже двух-трех раз в месяц мои заместители выезжают в муниципальные образования Смоленской области, где проводят прием жителей, чтобы оценить наиболее проблемные моменты той или иной территории и оперативно на них отреагировать.
- Предположу, что, наверное, большинство заявителей хотят лично поговорить с Губернатором. Понятно, что такое просто физически невозможно. Но в этой связи интересно, по каким критериям отбираются обращения, по которым Вы проводите приемы?
- Ежедневно в Администрацию Смоленской области, в Приемную Администрации обращается порядка десяти жителей региона, которые хотят встретиться непосредственно со мной как с высшим должностным лицом субъекта. Я ежемесячно провожу прием граждан в Приемной Администрации Смоленской области. Раз в квартал - в Приемной Президента Российской Федерации. То есть постоянно нахожусь в контакте с людьми.
Для меня подобные встречи очень важны, поскольку это постоянная обратная связь с жителями области, возможность слышать от них о существующих реальных проблемах, а не о тех, которые, возможно, в своих интересах мне будут озвучивать мои подчиненные. В свою очередь, такие приемы - это возможность для людей, и я это четко понимаю, видеть и осознавать, что власть в лице Губернатора не отдалена от них – власть рядом, она готова их слушать и слышать. А слушать и слышать в этом кабинете, как и в других местах, где я встречаюсь с людьми, приходится очень много такого, что вызывает сожаление, сочувствие, сопереживание.
Порой, когда люди приходят, например, с вопросами переселения из аварийного жилья, волосы дыбом встают, когда смотришь на фотографии этих объектов, и видишь, в каких катастрофически тяжелых условиях вынуждены жить люди. Слушая зачастую вопросы граждан, понимая, что помочь им не в твоей компетенции, не в твоих возможностях, притом, что широта полномочий у Губернатора любого субъекта, действительно, большая, приходится извиняться перед людьми.
Постоянно пытаюсь, как и мои подчиненные, которые присутствуют на этих встречах, искать какие-то нетрадиционные, альтернативные варианты решения той или иной проблемы, чтобы все-таки найти хоть какую-то «зацепку» в действующем законодательстве, в действующей бюджетной ситуации в регионе и помочь людям. Пусть даже не в том вопросе, с которым они пришли. Когда понимаю, что с решением данной проблемы точно помочь не смогу, стараюсь узнать, могу ли я помочь в чем-то ином.
Огромную радость доставляет, когда помогаешь людям, и они уходят со светлыми лицами, видя, что пришли не зря – помощь получили.
- С какими проблемами чаще всего обращаются смоляне? На что и на кого жалуются?
– Сразу скажу, что значительная часть вопросов, с которыми ко мне обращаются смоляне, к огромному моему сожалению, не относится к компетенции главы региона. Их по законодательству должны решать федеральные структуры. Бывают и также вопросы, которые вообще никак не отрегулированы действующим законодательством. В основном, люди ко мне приходят, когда не получают поддержку в районах на приемах у глав муниципальных образований. Хотя, хочу сказать слова и в их защиту. У них также зачастую нет возможностей – ни юридических, ни правовых, ни финансовых, чтобы помочь заявителям. Потом люди идут ко мне, а я объясняю, что не только я, но и руководство страны не сможет решить поднимаемую проблему до тех пор, пока не поменяются те или иные федеральные правила, не будут внесены изменения в законодательство.
Например, одна из наиболее злободневных тем для жителей Смоленской области, да и, к сожалению, для всех россиян – это переселение граждан из аварийного жилья. Большое число смолян, к сожалению, еще живут в тяжелейших условиях - в аварийном жилье, из которого нужно как можно быстрее их переселять. Но Федеральная программа, средства из федерального бюджета, направляемые в регионы, пока еще крайне малы для того, чтобы в кратчайшие сроки решить эту проблему повсеместно. Более того, Правительство приняло решение, что аварийным считается только то жилье, которое признано таковым по состоянию на 1 января 2012 года. А огромное количество домов на территории области просто не попали в этот перечень, их, в принципе, нет в программе. И мы ждем от федерального центра решений, по которым сроки признания жилья аварийным не будут ограничены какими-либо временными рамками.
Другая составляющая: даже то жилье, которое признано аварийным, в каждом отдельно взятом случае является аварийным в разной степени. Есть ситуации, когда обрушение дома может произойти в ближайшие недели или месяцы. Но бывают также объекты, проинспектировав которые эксперты говорят, что есть еще возможность подождать. Мы тоже как власть вынуждены выбирать и в приоритетном порядке переселять людей из наиболее аварийных домов.
Колоссальное количество жалоб на судебные решения - вторая наиболее распространенная проблема, с которой обращается много заявителей, имея определенную правовую и юридическую безграмотность. Смоляне, как и в целом, граждане Российской Федерации, не всегда понимают, что исполнительная и законодательная власти отделены от судебной.
Обращаются ко мне за содействием инвалиды – чаще всего по проблемам пока еще недостаточного уровня безбарьерной среды в регионе. Достаточно часто смоляне приходят с просьбой оказать содействие в решении вопросов, связанных с медицинским сопровождением и медицинским обслуживанием. Вот это уже напрямую находится в моей компетенции, и я сразу даю необходимые поручения. Квалифицированные консультации, обследования, курсы реабилитации позволяют вылечить людей, многих удается поднять на ноги, и зачастую они приходят на повторный прием со словами благодарности за оказанную помощь и говорят: «Вы помните, в прошлый раз я был на инвалидной коляске, а сегодня пришел к вам самостоятельно, на костылях», а бывает, что и без костылей уже приходят. И это, конечно, вселяет оптимизм и определенную уверенность в самого себя, в Администрацию региона, в медицинское сообщество Смоленской области.
Еще одна проблема, которая также напрямую зависит от моей компетенции, - это ликвидация очередности в детские дошкольные учреждения. Постоянно строя и открывая новые детские сады, вводя новые места, мы тоже постепенно решаем эту проблему. Значительное число детей после приема у меня или моих подчиненных были устроены в детсады и получают услуги дошкольного образования.
Огромное количество обращений граждан связано со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Это, наверное, один из самых главных бичей современной России и современной Смоленщины. Когда заявители обращаются с подобными вопросами, мною сразу же даются поручения руководителю Госжилинспекции – выехать, организовать проверку, создать комиссию, провести экспертизу и, в случае подтверждения той или иной проблемы, сразу оказать необходимую помощь.
Кстати, по моему распоряжению, для наиболее эффективного взаимодействия с жителями области созданы мобильные группы из числа представителей органов исполнительной власти, которые периодически выезжают в районы, поселения Смоленщины и там от моего имени ведут прием. Так что, как видите, эта работа ведется очень активно. Другой вопрос, что даже при такой активности и желании встретиться со многими, помочь мы можем не всем. И это – самое тяжелое для меня, как для руководителя субъекта.
- Алексей Владимирович, а приходилось ли Вам рассматривать жалобы на Ваших подчиненных, которые поступили через Приемную?
- Да, периодически такие жалобы я рассматриваю, как в виде письменных обращений, так и на личных приемах. Порядка 2% всех тех, кто обращался в Администрацию Смоленской области, жалуются на чиновников. Сразу хочу сказать, что, к моей радости, как руководителя, большинство из этих жалоб не находят подтверждения. Но есть, конечно, отдельные случаи, и я за это очень сильно наказываю своих подчиненных, когда тот или иной чиновник в непозволительной форме общается или формально подходит к решению проблемы. Но такие случаи единичны.
- Пишут ли сейчас так называемые анонимки? И какова их судьба?
- Анонимки, безусловно, пишут. Их писали до нас, пишут сейчас и будут писать после нас. Данная возможность у граждан есть, ее никто не исключает. К ней можно по-разному относиться, но отреагировать на каждое такое письмо я обязан. Поэтому по всем анонимкам даются соответствующие поручения, проводятся проверки. В большинстве случаев, кстати, что характерно для тех, кто отправляет анонимные письма, изложенные факты подтверждения не находят.
- Скажите, а в какой форме чаще сейчас подают обращения смоляне? В традиционной письменной или и здесь уже Интернет выходит в лидеры?
- Я бы не стал говорить, что есть какая-то единая тенденция. Для Смоленска она одна, для Тёмкина - другая, для Вязьмы, Рославля – третья. Но те, кто хочет достучаться до власти, обращаются и находят отклик.
- А бывает ли так, что человек, который обратился в Администрацию, ни на что не жалуется, ничего не просит, а наоборот, предлагает? Например, какой-то способ, на его взгляд эффективный, решения общей проблемы. Вас какие-то такие предложения заинтересовали, и, может быть, впоследствии они реализовались практически?
- Вы знаете, есть самородки, люди, обладающие особым складом ума и знаниями, и такие предложения время от времени в Администрацию поступают. Но, к сожалению, чаще всего люди приходят с такими предложениями, которые или абсурдны по сути своей или, в принципе, не могут быть реализованы. А вот те здравые мысли и проекты, которые предлагаются к реализации, мы, безусловно, обсуждаем потом и на заседаниях Администрации, и на различных совещаниях в разных форматах и стараемся все это впоследствии учесть при нашей работе.
Что касается абсурдности некоторых предложений, то в течение первых полутора лет, как я возглавил область, ко мне на прием раз в месяц приходил один и тот же человек, предлагавший абсолютно нереализуемые вещи, которые не только не подпадают под действующее законодательство, но и противоречат ему. Но отказать этому гражданину в приеме я не имел права – это моя обязанность. Повстречавшись с ним за это время раз десять-пятнадцать, я нашел способ, как прекратить наше общение, рекомендовав ему написать и издать книгу «Тысяча советов Смоленской областной власти». После того, как он свой труд сформирует, еще раз прийти и попросить финансирование. Я ему пообещал, что мы книгу издадим тиражом в тысячу экземпляров для всех чиновников региона. Видимо, до сих пор пишет, потому что уже года два прошло - пока он не появлялся.
- Понятно, что обращений много и как в этой связи организовать работу так, чтобы снизить риск, когда людям дают так называемые отписки?
- К сожалению, от этого никак не уйти, не стоит питать иллюзий, и я их не питаю. Я не имею физической возможности, к огромному моему сожалению, ответить на все обращения. А люди пишут, как я уже сказал, в очень больших количествах. Поэтому периодически, «вылавливая» ту или иную отписку, я применяю санкции к тому или иному чиновнику-исполнителю, вплоть до увольнения.
Я стараюсь, чтобы мои подчиненные, те, кто готовит ответы, работает в Управлении по обращениям граждан, в департаментах, понимали, что я шутить не стану, и каждый, кто подобную отписку подготовит, безусловно, будет уволен, или, как минимум, получит дисциплинарное взыскание. Но опять же не стоит обольщаться, все равно значительное количество отписок идет, по мнению граждан. Впрочем, многие из них я, кстати, не называл бы отписками. Так их воспринимают люди. Граждане, направляя письмо, хотят получить только положительное решение и тот ответ, который их устроит. А когда им мотивированно объясняют, что удовлетворить просьбу невозможно по тем или иным основаниям, большинство людей такие ответы как раз и называют отписками. Мы с Вами, ознакомившись с данными документами, поймем, что чиновник подготовил ответ с учетом существующего положения дел и, к сожалению, по-другому никак, во всяком случае, пока быть не может. Для людей такой вариант, естественно, решением вопроса не является. А не решение вопроса – значит, отписка. Поэтому отписки тоже разные бывают.
- Вы уже говорили сегодня о том, что, действительно, люди часто обращаются с просьбами, проблемами, решение которых лежит далеко вне рамок компетенций региональной власти. Это, наверное, самый сложный случай. Как здесь быть? Как сделать так, чтобы человек, который обращается к Вам зачастую как в последнюю инстанцию, не ушел озлобленным, разуверившимся во всем?
- Стараюсь подбирать слова, быть одновременно и Губернатором, и психологом. Даже когда я, как и мои подчиненные, понимаю, что не в моей компетенции, к огромному сожалению, находится решение тех или иных вопросов, я не отказываю никому и стараюсь встречаться со всеми.
- Спасибо, Алексей Владимирович. Сегодня на этом импровизированном личном приеме, как мне кажется, мы получили исчерпывающие ответы на все интересовавшие нас вопросы.