- Главная
- Новости
- Выступления
- Тексты официальных выступлений и заявлений Губернатора Смоленской области
- Выступление Губернатора Смоленской области А. В. Островского с ежегодным отчетом перед депутатами областной Думы 26 мая 2016 года
Уважаемые депутаты Смоленской областной Думы!
Уважаемые коллеги! Друзья!
Представляя вашему вниманию отчет об основных результатах деятельности Губернатора и Администрации Смоленской области, прежде всего, хотел бы сказать о том, что имеет принципиальное значение.
Администрация области ставит перед собой конкретные долгосрочные, стратегические задачи, при этом наша главная цель – улучшение жизни смолян.
2015 год можно с уверенностью назвать переломным годом. Нам удалось успешно преодолеть основные трудности трехлетнего периода, начального для работы нашей Администрации, с 2012 года – года, когда Президент Российской Федерации вместе с депутатами Смоленской областной Думы доверил мне руководить Смоленщиной.
Эти трудности были обусловлены бременем застарелых проблем и не решаемых многие годы вопросов, которые, зачастую, были пущены на самотек прежним региональным руководством и властями муниципального уровня.
Но были вопросы и другого рода. Я имею в виду проблемы политического характера. В регионе нашлись нечистые на руку субъекты, которые, вместо конструктивной работы во благо, пытались, разводя откровенную демагогию, а часто и не гнушаясь бессовестной ложью, поиграть в «борцов» и «революционеров». На сегодняшний день есть полное понимание: популярностью у населения эти мошенники от политики не пользуются – грязь никогда не вызывала симпатии у порядочных людей, коих в нашем регионе подавляющее большинство.
Считаю, что именно в 2015 году окончательно ушли в прошлое негативные и мешающие работать тенденции. В этот переломный год мы заложили основу для работы в новом формате, с принципиально новой динамикой, принципиально новыми технологиями менеджмента в системе государственного и муниципального управления.
Хотел бы отметить, что ключевым фактором прошлого года стало доверие. Доверие сотен тысяч жителей региона, поддержавших меня на выборах Губернатора Смоленской области. Представляя вам доклад о проделанной работе, я ощущаю данную поддержку смолян и, пользуясь случаем, хочу выразить им слова искренней благодарности за оказанное доверие.
Но доверие было оказано не только мне. Убедительную победу на местных выборах, которые прошли в десятках муниципальных образований, одержала партия «Единая Россия». Большинство депутатов законодательного собрания региона избраны от этой партии. Сегодня «Единая Россия» - ведущая политическая сила Смоленщины, ядро политической системы области, гарант стабильности.
Хочу поблагодарить КПРФ - серьезную, пользующуюся поддержкой граждан, политическую силу. Спасибо вам за честную и открытую позицию! За то, что видели положительный эффект от предложений и инициатив Администрации области и давали возможность претворять их в жизнь, иногда, даже балансируя на грани нарушения партийной дисциплины, как это было в случае принятия закона об областном бюджете. Надеюсь, благодаря вашей конструктивной поддержке мы продолжим курс на поступательное развитие Смоленской области.
Я также признателен за поддержку и совместную работу ЛДПР – авторитетной и популярной как в России в целом, так и у нас в регионе партии. Признателен Партии пенсионеров за справедливость и другим конструктивным политическим силам, которые вместе со мной, вместе с Администрацией Смоленской области слаженно действовали, чтобы изменить ситуацию в регионе в лучшую сторону.
Все это, в первую очередь, выражалось и в законотворческой активности депутатского корпуса. Так, в 2015 году Смоленской областной Думой принято 195 областных законов,42% из них – по инициативе депутатов. При этом, что очень важно, – значительная часть областных законов направлена на регулирование социальных отношений.
2015 год привнес много новелл в организационные, технические и юридические принципы работы органов власти. При этом особое внимание мы уделяли нашим ключевым направлениям – социальная и инвестиционная политика. Шаг за шагом мы совершенствовали законодательство, приводя его в соответствие с современными тенденциями и приоритетами.
В 2016 году работа по внесению в Смоленскую областную Думу законопроектов, влияющих на социально-экономическое развитие региона и на обеспечение благосостояния его населения, продолжается.
Уважаемые депутаты!
Озвучивая тенденции и достигнутые результаты отчётного периода в четких и измеримых показателях, хотел бы еще раз подчеркнуть, что они стали возможны именно благодаря тому,что нам действительно удалось в целом изменить ситуацию.
Изменить благодаря современным подходам и технологиям управления, отвечающим вызовам времени и кризисным явлениям в экономике страны в целом, и экономике Смоленщины, в частности.
Мы стремились к ощутимым переменам в лучшую сторону, мы работали для этого и, считаю, что в прошлом году нам удалось это осуществить, тогда как тщетные надежды болтунов и демагогов, громко называющих себя оппозиционерами, на дестабилизацию в области, – полностью рухнули. А мы работали, работаем и будем работать дальше.
Уважаемые коллеги!
В этом году структура моего выступления претерпела значительные изменения. Считаю правильным и логичным начать свой отчет с тех отраслей, которые являются для Администрации области, для меня приоритетными и наиболее значимыми.
Как справедливо отмечал реформатор и государственный деятель Российской Империи Петр Аркадьевич Столыпин: «Для лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности».
В 2012 году мы взяли на себя ответственность за судьбу Смоленщины, старались работать с максимальной отдачей. И в очередной раз хотим продемонстрировать вам это на конкретных результатах работы.
Уважаемые коллеги!
Благоприятный инвестиционный климат является одним из главных факторов, обеспечивающих позитивную общеэкономическую ситуацию, и важным фактором привлечения инвестиций для структурной перестройки экономики, наращивания основных фондов предприятий, стимулирования экономического роста. При этом необходимо, чтобы в экономике складывались условия, способствующие улучшению инвестиционного климата.
В 2015 году на развитие экономики и социальной сферы в регионе направлено около 60 млрд. рублей инвестиций. Рост ценового фактора, ставший общероссийской тенденцией в 2015 году, негативно сказался на показателях оценки инвестиционной деятельности, в том числе и в регионе, и оказал прямое влияние на индекс физического объема инвестиций в основной капитал, который составил 98,2% к уровню 2014 года. Однако, данный показатель в Смоленской области значительно выше, чем в целом по Российской Федерации. Так, по Российской Федерации индекс физического объема инвестиций в основной капитал по итогам 2015 года составил, по оценке Росстата, 91,6%.
Кроме того, по оценке Федеральной антимонопольной службы, Смоленская область входит в число регионов-лидеров по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирской и Рязанской областями.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в 2015 году осуществлялось полномасштабное внедрение Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Данный рейтинг оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Учитывая, что результаты Рейтинга влияют на имидж региона и особое внимание Рейтингу уделяется со стороны Президента Российской Федерации, проектный офис возглавил лично я.
В результате проделанной работы удалось сократить срок получения разрешения на строительство с 215 дней до 128, а количество процедур при получении разрешения - с 14до 11. Срок подключения к электроэнергии сокращен со 160 до 93 дней, а количество процедур по подключению – с 10 до 8.
Что касается работы в муниципалитетах по развитию инвестиционного климата: учитывая тот факт, что без эффективной работы на местах улучшение инвестиционного климата невозможно, мы разработали и довели до глав муниципальных образований ключевые показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Смоленской области в сфере инвестиционной деятельности (KPI).
Всего в прошлом году разработано и доведено до районов 14 показателей KPI, отражающих работу Администраций муниципальных районов по улучшению инвестиционной привлекательности района. Основные показатели KPI - это количество: сформированных инвестиционных площадок в соответствии с установленными требованиями, коммерческих предложений, направленных инвесторам, проведенных переговоров с инвесторами.
Оценивается и наличие нормативных правовых актов, принятых в муниципальном образовании, способствующих созданию благоприятных условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Отдельно мы смотрим за тем количеством субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана информационная, методическая, финансовая и другие меры поддержки в рамках реализации мероприятий муниципальной программы.
Проведенный анализ выполнения показателей выявил неудовлетворительную работу ряда муниципальных администраций по улучшению инвестиционного климата. Это значит, не все главы сегодня адекватно оценивают важность этой работы. А пора бы осознавать, чтоза срыв единой инвестиционной политики перед смолянами и мной они будут отвечать, в конечном счете, своей должностью.
Кстати, уважаемые коллеги: на встрече с бизнес-омбудсменом Алексеем Владимировичем Ефременковым, где он докладывал об итогах своей работы за 2015 год, мне отрадно было слышать, что фактов прямого противодействия и воспрепятствования деятельности предпринимательского сообщества в регионе не было выявлено.И предприниматели не жалуются на подобные вещи. А ранее, к сожалению, все это было в нашей области.
Я постоянно говорю своим подчиненным и главам муниципалитетов о недопустимости коррупционных проявлений, а также о проведении качественной и предметной работы с обращениями граждан, в том числе, представителей бизнес-сообщества.
Но на сегодняшнем этапе нам, Администрации области, мало того, что муниципальные власти просто не мешают бизнесу – они должны ему всесторонне помогать. В этом вижу рецепт выживания и развития территорий.
В ряде районов это давно уже поняли. В 2015 году на территории Смоленской области осуществлялась реализация более 20 социально-значимых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций (за весь период реализации) около 58 млрд. рублей и социальным эффектом свыше 9 тыс. новых рабочих мест.
Наиболее крупные инвестиционные вложения осуществлены в рамках реализации проектов:
- «Строительство животноводческого молочно-товарного комплекса на 6 000 фуражных голов КРС со шлейфом» ЗАО «Золотая нива» (Дорогобужский район).
- «Строительство трех животноводческих ферм по содержанию КРС мясного направления и одного животноводческого комплекса по содержанию КРС мясного направления с производственным объектом (логистическим центром)» (агропромышленный холдинг «МИРАТОРГ») (Рославльский район).
- «Строительство молочно-товарной фермы на 2880 фуражных голов крупного рогатого скота» ООО «АлЮр» (Сафоновский район).
- «Создание растениеводческой базы с выходом на реализацию продукции растениеводства. Строительство современного комплекса подработки и хранения зерна». АО «АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ФИРМА «НАША ЖИТНИЦА» (Гагаринский район).
- «Строительство мясоперерабатывающего завода» ООО «Гагарин-Останкино».
- «Строительство завода МДФ» ООО «ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН» (Гагаринский район).
- и другие крупные проекты.
Кроме того, прошлым летом в Гагаринском районе была введена в эксплуатацию вторая очередь ООО «КРОЛЪ и К» - кролиководческой фермы мощностью 500 тонн мяса кроликов в год, одной из крупнейших в России.
Радует то, что в дополнение к лозунгу «Смоленский кролик – замена импорта!», который размещен на территории предприятия, видна и реальная работа по импортозамещению. Это ответ скептикам, которые сомневаются, что решения руководства страны по импортозамещению будут реализованы. Российский рынок только формируется, и компания «КРОЛЪ и К» - одна из тех компаний, которые задают стандарты отрасли. Сейчас это значительное производство, одно из крупнейших в России.Выгодным преимуществом фермы является наличие в ее производственной цепочке комбикормового завода, что позволяет снижать ветеринарные риски. Подобная структура кролиководческого хозяйства уникальна для России. Регион полностью обеспечен этой продукцией и готов к ее реализации за пределы Смоленщины.
На смоленские прилавки также поступает продукция свиноводческого комплекса ООО «Смоленское поле» в Починковском районе, первая очередь которого имеет мощность 165 тысяч голов свиней (вторая очередь проекта планируется к реализации на базе ЗАО «Тропарево»), и единственной в России племенной козьей фермы на тысячу дойных коз, которая недавно открылась в Кардымовском районе. Уже начато производство и реализация козьего молока и сыра.
Предполагается, что в год будет производиться 115 тонн молока и 35 тонн сыра. К 2018 году планируется ввод второй очереди проекта мощностью 120 тонн козьего сыра в год.
Кроме того, среди реализуемых и планируемых к реализации проектов в сфере АПК хочу назвать строительство тепличного комплекса по производству овощных культур в Гагаринском районе, производство растительных масел из рапса и подсолнечника мощностью до 48 тысяч тонн в год в Рославльском районе.
- полторы тысячи новых рабочих мест и более 2 млрд. инвестиций дал региону ввод распределительного центра ЗАО «Тандер» (продуктовая сеть «Магнит»).Открытие центра позволило доставлять во все магазины популярной у смолян федеральной сети больший объем свежих продуктов. Кроме того, у местных производителей появились дополнительные возможности для расширения рынка сбыта, что в свою очередь стимулирует производителей повышать объем и качество своих товаров и увеличивает их конкурентоспособность.
- в сентябре 2015 года запущена первая очередь завода по производству древесноволокнистых плит МДФ. Общая стоимость проекта составляет 8,7 миллиардов рублей. К 2017 году предприятие станет одним из крупнейших производителей МДФ плит в России.
О чём говорят эти факты? Прежде всего, о том, что, несмотря на сложное положение, в котором оказались некоторые предприятия, промышленность области динамично развивается, наш регион является привлекательным для крупных инвесторов. А самое главное, – создаются новые рабочие места с достойной заработной платой.
При поддержке Администрации Смоленской области совместно с Корпорацией инвестиционного развития Смоленской области осуществляется сопровождение инвестиционного проекта «Строительство автомагистрали от границы с Республикой Казахстан до границы с Республикой Беларусь», что окажет положительный мультипликативный эффект на развитие строительного сектора, машиностроительного комплекса, сферы транспортных услуг, а также на занятость населения. Автомагистраль будет проходить через Краснинский, Хиславичский, Монастырщинский, Рославльский и Шумячский районы.
В результате реализации данного стратегического проекта в Смоленской области сконцентрируются практически все магистральные транспортные артерии страны, что даст ощутимый импульс дальнейшему развитию экономики региона, откроет большие возможности для российских и иностранных инвесторов, связанные с развитием существующих и организацией новых производств, логистических центров и прочих проектов.
Уважаемые коллеги!
В регионе продолжается активная работа по взаимодействию между бизнесом и государством в рамках государственно-частного партнерства.
Примером ГЧП является реализация на Смоленщине пилотных проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.
Это строительство диализного центра совместно с австрийской компанией ООО «Фрезениус Медикл Кеа Холдинг»,что позволило гарантировать пациентам с заболеваниями почек получение доступной и своевременной медицинской помощи, соответствующей самым высоким европейским стандартам.
В конце 2015 года на территории Смоленска были открыты 16 кабинетов врачей общей практики. В начале 2016 года подписаны соглашенияо сотрудничестве с ЗАО «Проекты в сфере здравоохранения» группы компаний «Euromed Group» и МЧУДПО «Нефросовет»о реализации инвестиционных проектов по модернизации помещений поликлиник в областном центре в целях организации на их базе медицинских многопрофильных центров на территории города.
Что такое государственно-частное партнерство, скажем, по объектам структур здравоохранения? Это уход от принципов платной медицины!
Приходит инвестор, вкладывает средства, ставит современное оборудование и приглашает смолян на бесплатной основе, в комфортном интерьере получать необходимую медицинскую помощь. Почему бесплатно? Для инвесторов сфера здравоохранения выгодна, поскольку возврат вложенных ими денег гарантирован. Коммерческая компания получает свои деньги обратно исключительно из Фонда обязательного медицинского страхования.
То есть, для смолян ничего не меняется: они, как приходили в поликлинику, чтобы получить бесплатное медицинское обслуживание, так и будут его получать, но в новых комфортных условиях, на новом оборудовании.
Администрация области вместе с ответственными представителями бизнеса стремятся к развитию государственно-частного партнерства, но есть люди, финансово и политически ангажированные, которые ради своих, абсолютно понятных интересов, стараются препятствовать развитию этого перспективного направления.
Я буду счастлив, так же, как, я уверен, и будут рады все жители нашей замечательной области, если нам удастся привлечь в эту сферу как можно больше инвесторов. Люди, действительно, очень довольны. Это не мои домыслы, не попытка выдать желаемое за действительное, а то, что я, действительно, слышал от людей, видел их радостные лица, несмотря на то, что мы встречались в учреждениях здравоохранения.
Все эти достижения стали возможны благодаря созданной нами за последние годы в Смоленской области системе мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленной на стимулирование инвестиционных процессов в регионе, оказание финансовой и административной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории региона.
Областным законодательством предусмотрены такие формы государственной поддержки инвесторов как налоговые льготы, субсидии, сопровождение инвестиционных проектов, методическая, информационная, организационная поддержка субъектов инвестиционной деятельности и другие.
Для крупных организаций основной формой господдержки остается предоставление налоговых льгот. Ею также могут воспользоваться субъекты малого и среднего предпринимательства.
Основной формой поддержки для инвесторов, реализующих как приоритетные, так и одобренные инвестиционные проекты, является предоставление следующих налоговых льгот:
- по налогу на прибыль организаций в части прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, в размере 4,5% в отношении налога, зачисляемого в областной бюджет;
- полное освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества в рамках проекта.
Вместе с тем, инвесторам, реализовавшим приоритетные проекты в приоритетных видах экономической деятельности, связанных с переработкой льна, производством пищевых продуктов, фармацевтической продукции и медицинского оборудования, электронных и оптических изделий, машин, оборудования, автотранспортных средств, предусмотрено предоставление субсидий в целях возмещения затрат по реализации приоритетного проекта.
При этом суммарный объем капитальных вложений по проекту должен составить не менее 3 млрд. рублей (без учета НДС) за период реализации приоритетного проекта, количество созданных новых рабочих мест – не менее 200 единиц.
Указанные нововведения в региональном законодательстве повышают инвестиционную привлекательность региона и являются его конкурентным преимуществом по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Нами утвержден Порядок предоставления инвесторам государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме сопровождения. В 2015 году на сопровождении в Администрации Смоленской области находились порядка 60 инвестиционных проектов в различных сферах деятельности.
Уважаемые депутаты!
Общий объем средств, направленный на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2015 году составил 295 млн. рублей и вырос, по сравнению с 2014 годом, почти на 5%.
Смоленская область впервые в 2015 году приняла участие в мероприятии конкурсного отбора в Министерстве экономического развития Российской Федерации по созданию государственных индустриальных парков и стала победителем среди субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на создание и развитие индустриальных парков.
Важно отметить, что наш регион получил 200 млн. рублей (мы находимся на втором месте по сумме выделенных средств среди 20 регионов России, участвующих в данной программе).
На территории нашей области будут созданы 2 государственных индустриальных парка: «Феникс» и «Сафоново».
Период реализации проектов 2015-2017 годы. Объем налоговых поступлений за время реализации инвестиционных проектов (в течение 10 лет) составит более 16 млрд. рублей, из них отчисления в федеральный бюджет превысят 10 млрд. рублей, в консолидированный бюджет Смоленской области – более 6 млрд. рублей. В результате реализации проектов будет создано не менее 3,5 тыс. новых рабочих мест.
Подобных по масштабу и объему проектов на территории Смоленской области не было уже более 25 лет. Несмотря на все сложности, впервые решено строить одновременно два государственных парка с объемом затрат на строительство около 11,5 млрд. рублей. При этом источниками финансирования мероприятий по созданию производственной инфраструктуры государственных индустриальных парков являются исключительночастные инвестиции (100%).
Работы по строительству индустриальных парков выполнены в соответствии с календарным графиком производства работ согласно соглашению между Администрацией Смоленской области и Министерством экономического развития Российской Федерации.
В конце 2015 года внесены изменения в Положение о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области. Теперь управляющим компаниям и резидентам государственных индустриальных парков на территории Смоленской области будут предоставляться участки земли без проведенияторгов с арендной ставкой, равной 1 копейке за один гектар.
Хочется обратить внимание на рост востребованности услуг Фонда, о чем говорят цифры. Так, за 2015 год выдано 433 микрозайма на сумму 322,5 млн. рублей. По сравнению с 2014 годом прирост количества займов составил 28,5%, сумма выданных займов выросла на33,6%.
По информации субъектов малого и среднего предпринимательства, оказанная Фондом поддержка позволила сохранить более 4 тыс. рабочих мест, запланировано к созданию около 1 тыс. рабочих мест.
Администрация Смоленской области наладила активную работу с Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», созданным Указом Президента Российской Федерации в 2015 году.
Кстати, самая крупная гарантия в России в сумме 645 млн. рублей выдана Корпорацией в начале 2016 года ООО «Грейнлюкс» - на получение кредита в общей сумме1 млрд. рублей в АО «Россельхозбанке» для организации перерабатывающего производства масличных культур.
В 2015 году объем бюджетных средств на поддержку в форме субсидий составил около 114 млн. рублей, были поддержаны 84 субъекта малого и среднего предпринимательства.
Социальная эффективность реализации всех мероприятий в 2015 году проявляется в создании 690 новых рабочих мест и сохранении более 6 тыс. рабочих мест (с учетом мероприятий инфраструктуры поддержки).
В 2015 году Вяземский кожевенный завод при нашем содействии получил займ от Фонда развития промышленности на сумму 270 млн. рублей.
Компания рассчитывает занять до 11% российского рынка, частично вытеснив иностранных поставщиков, при этом половину дополнительного объема производства предполагается экспортировать в Италию.
Уважаемые коллеги!
Благодаря совместным действиям Администрации Смоленской области, службы занятости населения, органов местного самоуправления муниципальных образований, работодателей в прошедшем году удалось удержать уровень безработицы под контролем.
Так, уровень регистрируемой безработицы в среднем за 2015 год составил 1,36%, что несколько ниже запланированного.
В 2015 году было высвобождено 5 176 работников – на четверть меньше, чем в предыдущем году. Далее в службу занятости обратилось 3 036 человек. Большинство обращений удалось решить положительно.
Уважаемые депутаты!
В 2015 году произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 23,5 млрд. рублей. В структуре валовой продукции 55,2% приходится на животноводство, 44,8% -нарастениеводство.
Животноводство составляет основу сельского хозяйства Смоленской области. В структуре товарной продукции сельскохозяйственного производства его продукция составляет 85%, в том числе продукция молочного скотоводства – 30%.
В 2015 году наблюдалась тенденция к сохранению поголовья крупного рогатого скота. Так, на 1 января 2016 года сокращение поголовья крупного рогатого скота относительно 1 января 2015 года во всех категориях хозяйств составило всего лишь 103 головы, в то время как в 2014 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 24,1 тыс. голов.
При этом поголовье свиней в сельскохозяйственных организациях на 1 января 2016 годасоставило 221 тыс. голов, что на 13,1 тыс. голов больше уровня 2014 года.
Снижение объемов производства молока во всех категориях хозяйств на 7,8% к уровню 2014 года в большей степени обусловлено сокращением поголовья коров во всех категориях хозяйств на 3,5 тыс. голов.
Сокращение поголовья коров в сельскохозяйственных организациях происходит в результате обеспечения соблюдения норм нового технического регламента Таможенного союза, и проведения в этой связи плановых мероприятий по борьбе с вирусом лейкоза крупного рогатого скота. При этом в 2015 году надой молока на фуражную корову в сельскохозяйственных организациях к соответствующему уровню 2014 года увеличился на 462 кг, или на 12,2% и составил 4 256 кг.
Растениеводство специализируется на производстве зерновых, зернобобовых и кормовых культур.
В 2015 году во всех категориях хозяйств производство зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки составило 238,1 тыс. тонн (104,4% к уровню 2014 года), льноволокна – 3,8 тыс. тонн (135,4%), рапса – 7 тыс. тонн (170,7%), овощей – 72,5 тыс. тонн (92%), картофеля – 254,8 тыс. тонн (113%).
В 2015 году в области получен высокий урожай зерна. Средняя урожайность зерна (в весе после доработки) во всех категориях хозяйств составила 22,2 центнера с одного гектара убранной площади (104% к уровню 2014 года). Основные объемы производства зерна (83% от валового сбора) сосредоточены в сельскохозяйственных организациях.
Коллеги, регион второй год подряд, впервые с момента распада Советского Союза, получает рекордный для Смоленской области урожай зерна. Это свидетельствует об очень серьезном потенциале Смоленщины по увеличению производства зерна и правильности выбранного нами курса на укрепление технологической дисциплины при проведении сельскохозяйственных работ.
В 2015 году урожайность льноволокна составила 9,8 центнера с одного гектара убранной площади (104,3% к уровню 2014 года). По производству льноволокна Смоленская область занимает 2 место среди 6 льносеющих субъектов ЦФО, и 5 место из 18 льносеющих регионов России.
В 2015 году во всех категориях хозяйств было произведено 72,5 тыс. тонн овощей, что на 6,3 тыс. тонн, или на 8% меньше уровня 2014 года. Сокращение производства этой продукции произошло во всех категориях хозяйств. Снижение производства овощей было обусловлено неблагоприятными погодными условиями.
В 2015 году посевная площадь сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств составила 400,2 тыс. га.
На развитие сельского хозяйства Смоленской области в 2015 году направлено 1 млрд. 361 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета – 665,7 млн. рублей (48,9% от общего объема финансирования).
В 2015 году организации агропромышленного комплекса Смоленской области привлекли на развитие производства 1 млрд. 185 млн. рублей льготных кредитов (рост - 164 млн. рублейк уровню 2014 года), в том числе 132 млн. рублей инвестиционных кредитов.
Таким образом, в 2015 году на развитие сельского хозяйства региона было направлено 2,5 млрд. рублей бюджетных средств и льготных кредитов.
Бюджетные и частные инвестиции являются определяющим фактором развития агропромышленного производства. Государственная поддержка стимулирует инвестиционную деятельность, обеспечивает приток частных инвестиций в развитие производства.
За 2012-2015 годы в АПК региона было реализовано 19 крупных инвестиционных проектов, в том числе: 12 – по развитию отрасли животноводства и перерабатывающей промышленности и 7 – по развитию отрасли растениеводства. Общая сумма инвестиций на реализацию данных проектов составила 25,5 млрд. рублей, в том числе 5,6 млрд. рублей за счет привлечения кредитов. Было создано около 600 новых рабочих мест.
Сегодня в сфере АПК реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, что позволит в ближайшие 3 года привлечь в экономику сельского хозяйства 15,8 млрд. рублей инвестиций и создать более тысячи рабочих мест.
В целях выявления и вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения постоянно осуществляется контроль за работой органов местного самоуправления по выявлению и оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, а также по муниципальному земельному контролю.
По состоянию на начало 2016 года на территории Смоленской области органами местного самоуправления выявлено 67,5 тыс. невостребованных земельных долей общей площадью515 тыс. га, из которых на 19 тыс. долей общей площадью 152 тыс. га в судебном порядке признано право муниципальной собственности.
Президенту России, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в начале 2015 года направлялись предложения по совершенствованию федерального законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Правительством Российской Федерации ряд предложений Смоленской области поддержаны и учтены в подготовленном Минсельхозом России проекте федерального закона «О внесении изменений в Ф