Добрый день, уважаемые участники форума!
Рад приветствовать вас на очередном форуме, посвященном вопросам инвестиционной привлекательности и предпринимательского климата в Смоленской области.
Мы не впервые проводим на территории региона форум по данной тематике. Однако, этот - особенный, потому что в его работе принимают участие очень уважаемые гости, представляющие организации федерального уровня: Александр Калинин, президент «Опоры России», Елена Бочарова - вице-президент, руководитель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Марина Коротаева - корпоративный директор – заместитель генерального директора автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
А это значит, что у нас сегодня есть возможность совместно обсудить ключевые направления региональной инвестиционной политики и нашу дальнейшую работу по улучшению делового климата на Смоленщине.
Безусловно, все понимают, что создание комфортных условий для бизнеса -одно из важнейших условий обеспечения устойчивого роста и стабильного развития региона. В «борьбе» за инвестора побеждает тот, кто повышает качество государственных услуг, развивает институты поддержки бизнеса, реально внедряет и применяет лучшие практики.
Администрация Смоленской области, внедряя те или иные инструменты развития предпринимательской деятельности, постепенно уходит от «ручного» управления и применяет системный подход к решению экономических вопросов, считая приоритетным развитие технологического потенциала региона.
В первую очередь, системный подход проявляется в сокращении бюрократических процедур и административных барьеров, основой для чего служат открытость власти и клиентоориентированный подход при взаимодействии с бизнесом. Для этого мы осуществляем подбор профильных специалистов с принципиально иным набором компетенций, уровнем подготовки, проводим их обучение и придаем стимул к дальнейшему развитию.
Хочу также отметить, что мы оказываем содействие предпринимателям в решении поставленных ими вопросов на федеральном уровне. К примеру, при поддержке Администрации региона на базе компании «СмолТойс» открыто региональное подразделение Ассоциации индустрии детских товаров.
Администрация области активно взаимодействует с Корпорацией малого и среднего предпринимательства. Совместно мы проводим ежедневную интенсивную работу, в том числе, на федеральном уровне по вопросам предоставления малому и среднему бизнесу федерального имущества, выделения средств на финансирование федеральных программ поддержки, внесения изменений в федеральное законодательство.
В частности, руководитель Корпорации, Александр Арнольдович Браверман, поддержал нашу инициативу по нефинансовой поддержке малого и среднего предпринимательства, которая, по нашему мнению, должна заключаться в предоставлении преференций не только по областному и муниципальному имуществу, но и по имуществу, находящемуся в федеральной собственности.
Помимо Корпорации МСП, наши инициативы, адресованные Правительству и Федеральному собранию, поддерживают и «Опора России», и «Деловая Россия».
Так, Александр Калининв своём письме в адрес первого заместителя Председателя Правительства Игоря Ивановича Шувалова соглашается с позицией Администрации Смоленской области относительно того, что финансирование программ поддержки малого и среднего предпринимательства нельзя сокращать категорически, и просит Кабинет Министров придерживаться того размера финансирования, которое предусмотрено в федеральных программных документах.
Полагаю, что подобные примеры нашей совместной работы с федеральными организациями и общественными объединениями в конечном итоге будут продуктивными и взаимополезными.
Кстати, сокращение федеральной программы поддержки субъектов МСП в 2016 году по отношению к 2015 году составило более 40%. Несмотря на это, объем средств, предусмотренный региональной областной программой на 2016 год, превышает уровень прошлого года на 10% и составляет 121 миллион рублей.
Хочу отдельно остановиться на вопросах взаимодействия с Агентством стратегических инициатив по реализации совместных мероприятий в рамках внедрения Национального рейтинга состояния инвестклимата.
Я неоднократно отмечал, что создание комфортных условий для бизнеса является приоритетом в моей работе, как главы региона, так и в работе Администрации области.
У нас сформирована организационная структура, в состав которой входит проектный офис, возглавляемый непосредственно мной, а также 19 рабочих групп, которые возглавляют руководители органов исполнительной власти региона и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Основная задача рабочих групп – мониторинг и анализ ситуации по их направлениям деятельности, а также разработка мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионе и повышение наших позиций в Национальном рейтинге.
При этом крайне важно, чтобы предпринимаемые нами усилия соответствовали ожиданиям предпринимателей, помогали решать существующие проблемы. С этой целью по моей инициативе в состав рабочих групп включены представители бизнеса и деловых сообществ. С учетом их мнений, а также замечаний проектного офиса и организационного штаба сформирована общая «дорожная карта», утвержденная мною, где определены ключевые показатели и конкретные значения, которые должен достичь регион по итогам реализации разработанных мероприятий.
При этом акценты расставлены таким образом, чтобы предусмотренные мероприятия охватывали самые сложные и актуальные вопросы, волнующие предпринимательское сообщество.
Стоит отметить, что намеченные и выполняемые нами в приоритетном порядке мероприятия полностью совпадают с концепциями 12-ти целевых моделей, обозначенных участниками заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 12 ноября в Ярославле под председательством Президента России Владимира Владимировича Путина.
То есть вектор движения Смоленской области совпадает с федеральным вектором, который определил глава нашего государства.
В целях улучшения бизнес-климата и, как следствие, показателей Смоленской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, Администрация региона внедряет действенные механизмы поддержки по востребованным предпринимательским сообществом направлениям.
Есть уже и первые результаты.
В частности:
- разработан и рекомендован к принятию на уровне муниципальных образований типовой регламент предоставления государственной и муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реализован прием и выдача документов в рамках предоставления такой услуги на базе МФЦ, Прорабатывается вопрос перевода услуги в электронный вид (все эти меры будут способствовать сокращению бюрократических процедур и сроков выдачи разрешений на строительство).
По результатам опроса основных застройщиков вся процедура от получения градостроительного плана до выдачи разрешения на строительство занимает 90 дней, количество процедур сокращено до 11-ти;
- по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в 2016 году среднее время, затраченное в регионах России на регистрацию юридического лица, составляет около 11 дней. Тогда как у нас, если заявление подает непосредственно представитель бизнеса, подобная процедура подачи документов на регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с учётом открытия расчётного счета в банке занимает ровно сутки. С применением того же электронного сервиса юридическое лицо вполне реально зарегистрировать в течение 2-3 дней.
В продолжение темы хочу сказать вот о чем.
Сегодня на территории региона действует система мер государственной поддержки, направленная на оказание содействия предприятиям и стимулирование инвестиционных процессов. Областным законодательством предусмотрены такие формы поддержки субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, как налоговые льготы, субсидии, сопровождение инвестиционных проектов, инфраструктурная, имущественная, информационная и организационная поддержка.
В 2016 году мы приняли ряд областных законов, направленных на совершенствование инвестиционного и налогового законодательства. Например, закон «О налоговых каникулах», который позволит начинающим индивидуальным предпринимателям не платить налог в течение двух лет.
Мы оставили, принимая соответствующий областной закон, минимальную ставку в 5% для организаций производственного сектора, применяющих упрощенную систему налогообложения.
В июле этого года начал свою работу «Центр кластерного развития Смоленской области», главная цель которого – оказание услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в формировании и развитии кластеров. Их уже создано 3: композитный кластер, кластер глубокой переработки льна, а также кластер информационных технологий – оценивая успехи его работы, скажу, что один из участников кластера сотрудничает с компанией «Дисней», другой - вошел в реестр программного обеспечения Минкомсвязи. Кроме того, по обращениям предпринимательского сообщества, в настоящий момент формируется туристский кластер.
Президент в своем ежегодном Послании Федеральному собранию отметил, в том числе, необходимость оказания дальнейшей поддержки предприятиям IT-индустрии в виде предоставления им льгот по федеральным налогам и обязательным платежам.
В свою очередь, Смоленская область, предвидя этот тренд, в ноябре текущего года приняла областной закон, понижающий ставку налога до 4,5 процентов для субъектов предпринимательской деятельности, занятых в сфере информационных технологий.
Хочу также остановиться на иных мерах поддержки бизнеса и созданной для этого инфраструктуре.
В 2015 году на территории нашего региона началось строительствогосударственных индустриальных парков «Феникс» и «Сафоново». В 2016 году Смоленщина приняла участие в конкурсном отборе Минэкономразвития по созданию государственных индустриальных парков и вошел в число 17 субъектов- победителей среди 85-ти субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на создание и развитие индустриальных парков. В настоящее время представители смоленского бизнеса уже проявляют интерес к тому, чтобы стать резидентами этого серьезного государственного проекта.
Также в декабре планируется открытие регионального Центра поддержки предпринимательства. Он призван осуществлять информационно-аналитическое и организационное взаимодействие предпринимательского сообщества со всеми уровнями власти.
В 2017 году мы собираемся открыть Центр поддержки экспорта Смоленской области, чтобы оказать действенную помощь экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства.
Помимо этого, на территории региона создана сеть многофункциональных центров (МФЦ). Если в среднем по России охват населения услугами МФЦ составляет около 90%, то в Смоленской области данный показатель – 99%.
На базе МФЦ по рекомендации Корпорации МСП планируется создание бизнес-окон, где предприниматели смогут получать необходимые им государственные и муниципальные услуги. Кроме этого предполагается, что Центр поддержки предпринимательства, который сейчас создается, как раз и разместится в помещениях офиса МФЦ.
Отмечу и результаты деятельности микрофинансовой организации «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства», основная задача которой - обеспечить максимальный доступ к финансовым ресурсам субъектов малого и среднего предпринимательства. Наш Фонд занял 5 место в России по объему привлеченных кредитов в экономику региона, выданных под поручительства региональной гарантийной организации.
За10 месяцев текущего года уже предоставлено 25 поручительств на сумму 207 миллионов рублей, что позволило привлечь в экономику предприятий почти 2 миллиарда рублей. Кроме того выдано 292 микрозайма на сумму 234 миллиона рублей.
Отдельно хочу отметить, что на территории региона сформирована масса интересных для бизнеса инвестиционных площадок. У каждого инвестпроекта есть куратор, который сопровождает его на всех этапах реализации. Вместе с инвестором сотрудники Департамента инвестиционного развития и Корпорации развития проходят все стадии реализации инвестиционного проекта от подбора земельного участка и оформления документов до взаимодействия с банками и другими кредитными структурами. Абсолютно любой инвестор, подав заявку, может попасть на сопровождение и получить всестороннюю помощь.
Казалось бы, инструментов поддержки достаточно для того, чтобы бизнес мог развиваться. Однако мы намерены проанализировать (надеемся в этом вопросе на помощь предпринимательского сообщества) и найти существующие в настоящее время резервы для улучшения ситуации. У меня есть абсолютная убежденность в том, что отношения власти и бизнеса должны быть максимально прозрачными.
Сегодня мы уже определили для себя точки роста, чтобы двигаться в этом направлении:
Во-первых, это повышение качества работы многофункциональных центров в части предоставления государственных и муниципальных услуг предпринимателям (в перспективе рассматриваем создание бизнес-окон).
Во-вторых, перевод как можно большего количества государственных и муниципальных услуг в электронный вид, чтобы предприниматель, не отрываясь от основной деятельности, мог оперативно решать свои задачи.
В-третьих, обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.
И еще одна наша, пожалуй, самая основополагающая задача - вплотную работать с бизнесом и деловыми сообществами, слушать их, и не просто прислушиваться, а СЛЫШАТЬ.
Сегодня мы как раз и поговорим о поиске дополнительных возможностей по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата.
Желаю всем нам плодотворной работы на Форуме! Спасибо за внимание!