Уважаемые участники заседания!
Сегодня – на первом заседании Межведомственного совета по осуществлению контроля за исполнением в Смоленской области указов, распоряжений и иных решений Президента России Владимира Владимировича Путина – нам предстоит обсудить два вопроса. Первый из них уже много лет остается в повестке дня взаимодействия государства и бизнеса и касается проведения проверочных мероприятий, второй затрагивает исполнение Указа Президента «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории РФ» в Смоленской области.
Уважаемые коллеги!
Проведение проверочных мероприятий продолжает оставаться для предпринимательского сообщества не просто актуальной, а крайне чувствительной темой.
Как свидетельствуют проведенные на федеральном уровне аналитические исследования влияния проверок на экономические показатели предприятий, визит контролера на производство среднего размера сокращает его прибыль на 6,2%, а малое предприятие может потерять до 13,3%.
По данным бизнес-омбудсмена при Президенте России, действие моратория на проведение плановых проверок, так называемых «надзорных каникул», повлекло за собой рост числа иных видов инспекций. Фактически произошло замещение плановых проверок внеплановыми, прокурорскими, рейдовыми, по заявлению граждан, а также административными расследованиями.
Причем, внеплановые проверки осуществляются, как правило, без согласования с прокурорскими работниками. На этом акцентировал внимание глава государства Владимир Владимирович Путин в ходе августовского совещания по инвестиционным проектам, отметив, что с прокуратурой согласовывается не более 3% проверочных мероприятий. В ходе совещания Президент также заявил, что количество внеплановых проверок предпринимателей должно быть сокращено до 30% от числа плановых, а также сказал о необходимости ограничить срок проведения инспекций десятью сутками.
Какова ситуация в нашем регионе?
Как сообщил мне Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Смоленской области Алексей Владимирович Ефременков, несмотря на то, что некоторые контрольно-надзорные органы увеличивали свои планы, число плановых проверок субъектов предпринимательской деятельности в текущем году по сравнению с прошлогодними показателями сократилось с 1336-ти до 815-ти.
Что же касается внеплановых проверок, то их количество, напротив, выросло с 7886 в прошлом году до 8093 в 2017 году (рост – 207). То есть получается, что ежегодно проверяют практически каждого 4-го предпринимателя. Увеличилось и число административных расследований в отношении субъектов предпринимательской деятельности – со 105-ти до 155-ти.
Вместе с тем, хочу напомнить, что 21 декабря 2016 года была утверждена программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которой был придан статус приоритетного проекта. Основная идея – принципиально изменить не только саму систему, но и сущность контроля, перейти на принципы партнерского отношения к бизнесу вместо поиска нарушений и наказания любой ценой. Отмечу, приоритетами в контрольно-надзорной деятельности должны являться профилактика нарушений и предотвращение ущерба.
Обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, что создание в области благоприятного бизнес-климата – это задача не только региональных властей. Это наша общая задача, и от того, насколько эффективно мы сможем ее решить, во многом будет зависеть успешное исполнение поручений и указаний главы государства.
Второй вопрос, который будет рассмотрен в ходе сегодняшнего заседания, также имеет большое значение, поскольку Указ Президента «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории РФ» направлен, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья наших сограждан. Вместе с тем, работа по созданию системы-112 в Смоленской области сталкивается с определенными сложностями, во многом, вызванными объективными факторами.
Приглашаю к конструктивному, аргументированному обсуждению данных вопросов.