Доклад Губернатора Алексея Владимировича Островского на первом Всероссийском Дне льняного поля – 2018 (панельная дискуссия «Стратегия развития льняного комплекса России»)

Доклад Губернатора Алексея Владимировича Островского на первом Всероссийском Дне льняного поля – 2018 (панельная дискуссия «Стратегия развития льняного комплекса России»)
31.07.2018
271

Уважаемые участники первого

Всероссийского Дня льняного поля - 2018!

Сегодня мы собрались, чтобы определить пути дальнейшего развития отрасли льноводства страны, обозначить основные проблемы, требующие, на наш взгляд, оперативного государственного решения. Поэтому здесь с нами работают руководители Минсельхоза, Минпромторга России, специалисты из льносеющих регионов страны, наши партнеры из Китая и Франции. 

Достижения.

В начале апреля на заседании Государственного Совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции  я  обратился к Президенту страны с предложением провести ревизию возможных отраслевых точек роста регионов, исходя из специфики их развития, наработанной еще во времена Советского Союза.  Для Смоленской области такой точкой роста может быть льноводство.

Природно-климатические условия Смоленщины наиболее благоприятны для возделывания льна-долгунца, и исторически эта отрасль во многом определяла социально-экономическое состояние региона. Во времена Советского Союза Смоленская область лидировала по производству льноволокна. Сегодня мы вернули эти позиции, став первыми среди шести льносеющих регионов Центрального федерального округа и вторыми среди 18 льносеющих субъектов Российской Федерации. В 2017 году к уровню 2012 года валовое производство льноволокна в регионе увеличилось в 2,1 раза, урожайность льноволокна и льносемян – в 1,7 раза, затраты на производство снизились в  2 раза.

В настоящее время льноводство является приоритетной отраслью растениеводства в Смоленской области и его развитию  уделяется особое внимание. Ежегодно в течение последних шести лет на развитие отрасли направлялось свыше 50 млн рублей, а, в целом, за минувшие годы из бюджета на эти цели было направлено порядка 300 млн рублей и привлечено около 1 млрд рублей инвестиций, что позволило обеспечить динамичное развитие отрасли.

С 2018 года льносеющие хозяйства региона получают займы на льготных условиях для проведения сева льна – долгунца,  которые могут быть направлены как на проведение сева, так и на инвестиционные цели – для приобретения специализированной техники, необходимой для возделывания этой культуры. Микрозаймы предоставляются на срок до 3 лет. На проведение сева они предоставляются под процентную ставку 1% годовых и с отсрочкой первоначального платежа на 6 месяцев, на инвестиционные цели – под 5% годовых под залог приобретаемой техники.

Кроме того, в области действует комплекс региональных мер поддержки сельхозтоваропроизводителей в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной льноуборочной техники и оборудования, необходимого для производства и первичной переработки льна-долгунца в размере до 40%, а также на приобретение элитных семян данной культуры.

Действующие меры областной государственной поддержки являются подтверждением того, что для Смоленщины возрождение и развитие льноводства, сохранение славных традиций наших знаменитых земляков– льноводов, создателей известных сортов льна «Смоленский», «Союз» и др., Зинаиды Никаноровны БорОдич, Людмилы Семеновны АтрашкЕвич, Ольги Николаевны Казаковой и других  - является первостепенным важнейшим делом.

Проблемы и предложения по их решению.

В целом, в последние годы Министерством сельского хозяйства и Министерством промышленности и торговли России был принят ряд серьезных мер, направленных на поддержку отрасли льноводства, однако, требуются дополнительные усилия для вывода отрасли из кризиса.

Начав системную поддержку льноводства, наш регион столкнулся с рядом проблем, которые необходимо решать на федеральном уровне.

Одна из них заключается в том, что для выработки высокономерного волокна необходима качественная льнотреста, а для ее производства требуется парк современных самоходных и прицепных льноуборочных машин. В настоящее время российский льняной рынок не обеспечивается поставками высокотехнологичной техники и оборудования, а сами мы не производим необходимый объем такой техники.

Сегодня в России, а также в Республике Беларусь действуют 12 заводов, занимающихся производством специализированной льноуборочной техники, причем, основное их производство сосредоточено в Беларуси.  Российские предприятия либо перепрофилированы, либо снизили ежегодные объемы производства техники. При этом производительность льноуборочной техники импортного производства выше отечественной в 3 раза. По различным прогнозам,  потребность отрасли в технике сегодня составляет от 600 до 1000 единиц.

Смоленская область уже сделала первые шаги в решении этой проблемы. В начале года я провел переговоры с собственником французского холдинга DEHONDT, по итогам которых принято решение о локализации производства льноуборочной техники у нас в регионе. На Петербургском международном экономическом форуме мы скрепили эти договоренности, подписав официальное соглашение о сотрудничестве между Администрацией региона и холдингом «DEHONDT technologies Développement».

В рамках реализации соглашения французские инвесторы планируют разместить в нашем регионе на базе АО «Вяземский машиностроительный завод» производственный комплекс по выпуску льноуборочной техники и оборудования по первичной переработке длинного  льноволокна. Подчеркну, что компания уже зарегистрировала представительство на территории России. При этом в нынешнем  году, например, по производству льнотеребилок локализация запланирована в районе 15%, а к 2021 году она составит 50%.

Еще одной проблемой является дороговизна современной льноуборочной техники - у хозяйств не всегда хватает денежных средств, чтобы ее купить. Зачастую кредитные организации не выдают заемные средства на покупку техники и модернизацию оборудования из-за отсутствия достаточного залогового обеспечения.

Мы очень рассчитываем на то, что государство предусмотрит федеральные субсидии на покупку техники, а регион со своей стороны готов добавить еще и региональную субсидию - 20% от стоимости техники.

Считаю, что такую региональную меру поддержки целесообразно внедрить всем субъектам страны, которые занимаются либо планируют заниматься льноводством. Совместная государственная поддержка создаст условия, благодаря которым достаточно дорогая льноуборочная техника станет по карману российским предприятиям.

В связи с этим Администрация Смоленской области вышла на федеральный уровень с предложениями, которые призваны решить данную проблему. Их цель – сделать льноуборочную технику доступнее для сельхозтоваропроизводителей. Для этого необходимо внести изменения в Постановление Правительства России от 27.12.2012  №1432, которые позволят получать увеличенную сумму компенсации затрат на льноводческую технику в размере не менее 50% (сейчас она составляет 15-20%).

В настоящее время Администрация региона ведет диалог с АО «Росагролизинг» для решения задачи обеспеченности хозяйств современной льноуборочной техникой. Ведь необходимо не только вырастить лен, но и вовремя и правильно его убрать. Мы видим реальную заинтересованность «Росагролизинга», просчитавшего все экономические показатели для успешной реализации проекта по созданию машинно-технологических компаний (МТК), которые будут предоставлять доступ малым и средним хозяйствам к использованию техники без дополнительных капитальных вложений на модернизацию собственного парка, способствуя, тем самым,  снижению их финансовых затрат.

В ряде регионов России МТК уже успешно функционируют, например, в Республике Татарстан и в Калужской области. Создание МТК по возделыванию льна на основе льноуборочной техники – это уже предложение Администрации Смоленской области, которое поможет аграриям, пользующимся услугами этих компаний, проводить сезонные полевые работы в оптимальные сроки, а также снизить затраты и потери урожая.

Также необходимо поднять рентабельность льняного комплекса, которая на данный момент колеблется от + 5% до + 10%. Повышение доходности отрасли до 35-40% возможно за счет соблюдения  технологических операций, производства и переработки длинного волокна, так как оно имеет большую маржинальность. Если в каждом льносеющем регионе появится современный льнокомбинат по глубокой переработке льносырья, то он может рассчитывать на серьезную поддержку властей всех уровней.

Для решения этой задачи мы привлекли крупного инвестора, который уже в ближайшее время приступит к проектированию и строительству нового льнокомбината – первого в России за последние 30 лет.  Инициатор проекта – компания «Русский лен» - входит в дивизион «Текстиль» агропромышленного холдинга «Промагро» и уже стала резидентом индустриального парка «Сафоново», строящегося при поддержке Министерства экономического развития. В этом году на территории парка запланировано начало строительства современного льноперерабатывающего комплекса. Реализация инвестиционного проекта рассчитана до 2020 года. Общий объем инвестиций составит порядка 2 млрд рублей. Планируется, что предприятие будет перерабатывать 10 тысяч тонн льнотресты, а выпуск льносмесовОй пряжи составит почти 4 тысячи тонн в год.

Новое производство направлено на создание высококачественной конкурентоспособной отечественной продукции, ориентированной на импортозамещение и экспорт. Для реализации поставленных задач мы рассчитываем на помощь Министерства экономического развития России по выделению необходимой субсидии для строительства современной подстанции. В свою очередь, регион готов выделить на эти цели дополнительные средства из областного бюджета.

С учетом наших предложений Минсельхоз России разработал проект постановления о компенсации до 50% прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию льноперерабатывающих предприятий, на приобретение ими специальной техники и оборудования, так называемый CAPEX. Уверен, что такая поддержка будет востребована и позволит последовательно наращивать производство льнопродукции.

С 2018 года Министерством сельского хозяйства для льнопроизводящих хозяйств была введена субсидия из федерального бюджета, на мой взгляд, очень правильная, в размере 10 тыс. рублей на гектар возделываемого льна-долгунца. Мы со своей стороны дополнительно выделяем еще 1,5 тысячи рублей с учетом возможностей бюджета Смоленской области.

На наш взгляд,  целесообразно также рассмотреть на федеральном уровне возможность и экономическую эффективность закупок льносодержащих продуктов по госзаказу, ведь у наших соседей в Республике Беларусь активно используют продукцию изо льна именно при государственных закупках.

Отрасль льноводства может динамично развиваться только в том случае, когда сельскохозяйственное и промышленное производства работают как единый комплекс. Только в совокупности они могут реализовать свой потенциал.

Считаем, что в целях реновации льняного комплекса страны требуется синхронизировать работу двух федеральных ведомств - Минсельхоза и Минпромторга. Цель у них одна – обеспечить эффективное развитие льняного комплекса страны. Однако, задачи решаются по-разному.

Совместная деятельность Минсельхоза и Минпромторга позволит ликвидировать сдерживающие факторы развития льняной отрасли.

Далее. Регионы страны, относящиеся к Нечерноземной зоне, несут дополнительные затраты при производстве сельскохозяйственной продукции в связи со сложными погодно-климатическими условиями. Значительные материальные затраты, связанные с мероприятиями по повышению плодородия сельскохозяйственных угодий, вводу в оборот неиспользуемых земель, приобретению и внесению оптимальных доз минеральных и органических удобрений и химических средств защиты растений, в значительной степени снижают конкурентоспособность производимой в Нечерноземье сельскохозяйственной продукции, а также платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Вопрос о необходимости разработки мер по развитию сельского хозяйства регионов Нечерноземной зоны поднимался в Твери в июле 2016 года на совещании под председательством Президента России Владимира Владимировича Путина. Ключевыми темами данного совещания были вопросы внедрения современных технологий, проведения комплекса мелиоративных работ, развития животноводства, овощеводства и льноводства.

Регионы Нечерноземной зоны неоднократно поднимали вопрос о целесообразности разработки федеральной программы развития сельскохозяйственного производства Нечерноземья.  В связи с этим обращаюсь с предложением к Минсельхозу России поддержать эту инициативу.

Перспективы.

Сегодня Смоленская область является базовым регионом для развития льняного комплекса Российской Федерации, и мы ставим перед собой амбициозную задачу по возвращению Смоленщине лидерских позиций по производству и экспорту льнопродукции.

Лен является перспективной экспортной культурой, и у нас имеются все предпосылки к 2030 году увеличить доходность льняного комплекса региона в 48 раз и получить 9 млрд рублей выручки от реализации льнопродукции, что составит 30% от общей выручки сельскохозяйственного производства. При этом Смоленская область может стать лидером во всех основных сегментах мирового рынка льна и льняной продукции, включающие непрЯденое льняное волокно, льняную пряжу и льняные ткани.

Наличие больших площадей, пригодных для выращивания высококачественного льна - важное конкурентное преимущество Смоленской области на всероссийском и мировом рынках. Стабильная государственная поддержка отрасли льноводства позволит расширить в регионе посевы льна
не менее чем до 100 тыс. гектаров, что составит  10% имеющейся площади пашни. Для сравнения - в Российской Федерации за последние пять лет посевные площади льна,  в среднем,  составляли 50-55 тыс. гектаров. При этом по проведённым расчетам количество льносеющих хозяйств должно увеличиться до 70 – 80.

Реализация программы развития льняного комплекса и предлагаемый нами комплекс мероприятий будет способствовать значительному повышению эффективности отрасли и позволит достичь уровня производства льнопродукции, достаточного для обеспечения внутренней потребности региона, а также выйти на международный рынок с качественной конкурентоспособной продукцией, производимой изо льна.

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области 2024 – официальный сайт

Яндекс цитирования
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphus