- Главная
- Новости
- Выступления
- Тексты официальных выступлений и заявлений Губернатора Смоленской области
- Выступление Губернатора Алексея Владимировича Островского на XIV Съезде Совета муниципальных образований Смоленской области
Уважаемые делегаты Съезда, главы муниципальных образований,
депутаты представительных органов местного самоуправления!
В начале своего выступления хочу поздравить всех здесь присутствующих, всех жителей Смоленской области и, в первую очередь, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, малолетних узников концлагерей, детей войны с 75-ой годовщиной освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков.
Торжества уже прошли в Ельне, Дорогобуже, Духовщине, Демидове, Ярцеве Вязьме, Гагарине, и во многих других населенных пунктах региона. На очереди – Смоленск и Рудня. Эти праздничные дни без преувеличения можно назвать всенародно почитаемыми и дорогими, особенно для наших родителей, представителей старшего поколения. Не сомневаюсь, что, равняясь на них, смоляне будут так же настойчиво и целеустремленно решать задачи по планомерному развитию региона, укреплению социальной стабильности в обществе, совершенствованию и модернизации структуры местного самоуправления.
Коллеги!
Должен констатировать, что Съезд Совета муниципальных образований стал одной из самых авторитетных региональных площадок, на которой не только обсуждаются проблемы, существующие в муниципалитетах, но и определяются пути их решения – наиболее эффективные, грамотные, дееспособные.
В своем послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Владимирович Путин акцентировал внимание на том, что смысл деятельности любой власти состоит в работе для людей, для максимально качественного удовлетворения их потребностей, интересов, запросов. «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв», - подчеркнул наш национальный лидер.
В связи с этим уверен, что главным противником и общим врагом являются равнодушие и безответственность, причем, не только чиновников, но и обычных смолян, не облеченных властными полномочиями. Конечно, это не касается всех, но негативных примеров, к сожалению, много. Тот же мусор на улицах и во дворах, расписанные стены домов, искореженные остановочные павильоны, разбитые фонари…Факты остаются фактами, и ответственность за такое положение дел лежит не только на правоохранительных органах. В первую очередь – это зона ответственности органов местного самоуправления – вас, уважаемые коллеги.
Акцентирую ваше внимание на том, что в декабре прошлого года были внесены существенные изменения в 131-й Федеральный закон, касающиеся разработки и утверждения правил благоустройства территорий городских, сельских поселений и городских округов. В частности, определено, что данные правила утверждаются только представительным органом муниципального образования. Также установлено, что по проектам правил благоустройства должны проводиться публичные слушания.
Кроме этого предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться порядок определения границ прилегающих территорий. По моей инициативе соответствующий закон был разработан и принят областной Думой 28 июня текущего года.
Однако до настоящего времени в нашем регионе не в полной мере реализованы действующие нормы Законов и приказа Минстроя России от 13 апреля 2017 года «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов».
Это серьезно осложняет работу муниципалитетов и лично вашу работу.
Объясню почему!
Отсутствие утвержденных правил благоустройства приводит не только к невозможности наведения и поддержания порядка на территориях муниципальных образований, но и, что принципиально важно – к невозможности привлечения как юридических, так и должностных лиц и граждан к административной ответственности за невыполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий. Данная мера предусмотрена областным законом «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области», но, увы, пока слабо работает.
Поэтому, не теряя времени, исполнительно-распорядительным и представительным органам городских округов, городских и сельских поселений следует приступить к разработке и утверждению правил благоустройства своих территорий. Необходимую консультационно-методическую помощь вам окажут специалисты Департамента по внутренней политике и Департамента по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Наряду с этим, нужно всемерно стимулировать и приветствовать гражданскую и общественную активность, чтобы из сторонних наблюдателей обычные смоляне становились деятельными участниками жизни родного региона.
Яркий тому пример – реализация приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды. Сами граждане активно включились в этот процесс: поучаствовали собственными денежными средствами, взяли под контроль проведение работ. Но, к огромному сожалению, не везде результат оказался положительным.
Должен с огорчением констатировать, что областной центр, вернее, его руководство, сработало из рук вон плохо. Уже есть итоги промежуточной проверки, которую я поручил провести контрольному Департаменту. Выявлена масса нарушений при обустройстве мест массового отдыха горожан. Исчезли тысячи квадратных метров нетканого материала, десятки кубометров песка и гравия. Не хватает урн, скамеек, антипарковочных сигнальных столбиков, асфальт – низкого качества.
Полнейшее безобразие – в двух скверах вообще не установлены распределительные коробки для опор освещения. Мощеных плиткой тротуаров меньше, чем принятых по актам: только в сквере микрорайона Королевка – на 140 квадратных метров. Но всё оплачено. По этим нарушениям сумма ущерба превысила 2 миллиона рублей.
Проверки продолжаются, и хочу со всей ответственностью заявить, что областным центром не ограничатся. Транжирить бюджетные средства не позволено никому! Спрос с нарушителей будет самым строгим, независимо от должностей и званий.
Тем, кому еще не в полной мере удается наладить совместную практическую работу с населением, настойчиво рекомендую перенять лучший муниципальный опыт у коллег.
Уважаемые участники съезда!
Вместе с тем, должен ответственно заявить – в нашей области много позитивных примеров, которые нужно и дОлжно использовать в работе.
С удовлетворением отмечаю, что, как и в предыдущие годы, регион сохраняет высокую инвестиционную активность. Заметных успехов добился наш агропромышленный комплекс. Неслучайно именно Смоленщине было доверено право провести первый в Российской Федерации День льняного поля.
В настоящее время Смоленская область является базовым регионом для развития всего льняного комплекса России, и Администрация региона ставит амбициозную, но вполне достижимую задачу – возвратить Смоленщине лидирующие позиции в стране по производству и экспорту льнопродукции. Задача заключается в том, чтобы посевы льна в следующем году были увеличены до 10-ти тысяч гектаров, к 2024 году – до 25-ти тысяч, а к 2030-му – до 100 тысяч.
Все необходимые условия для решения данной задачи в регионе созданы: за счет областного бюджета субсидирование сельскохозяйственной техники составляет 40% от её стоимости, организована несвязанная поддержка в сфере производства льна-долгунца, приобретаются элитные семена.
В целях повышения рентабельности льняного комплекса мы смогли привлечь крупного инвестора – компанию «Русский лен», которая входит в дивизион «Текстиль» агропромышленного холдинга «Промагро». Реализация данного проекта началась в январе. Усилиями инвестора в индустриальном парке «Сафоново» будет построен первый в масштабах России за последние 30 лет льнокомбинат, включающий льнозавод по переработке льнотресты и фабрику пряжи. Общий объем инвестиций составит порядка 2-х миллиардов рублей.
В 2018 году льняные поля появились еще в 3 районах области - в настоящее время возделыванием этой стратегической для нашего региона культуры занимаются 12 районов. Ставлю задачу, чтобы в 2019 году льном занимались все районы области.
Безусловно, развитие сельского хозяйства неразрывно связано с повышением качества жизни на селе.
Все вы знаете и пользуетесь существующими формами государственной поддержки для развития сельских территорий. Разрабатываются и реализуются проекты газификации и водоснабжения населенных пунктов. Кроме того, с каждым годом увеличивается число мероприятий, в которых участвуют сельские поселения Смоленской области.
Если в 2017 году от сельских поселений были поданы заявки только по 4 направлениям государственной поддержки – улучшение жилищных условий, газификация, водоснабжение и комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку, то в нынешнем году – реализуются уже 6 направлений. Добавились строительство и реконструкция автомобильных дорог, а также грантовая поддержка местных инициатив граждан. В 2019 году планируется еще одно новое направление – строительство плоскостной спортивной площадки в Смоленском районе.
Обращаю ваше внимание, что в рамках государственной программы развития сельского хозяйства разработано мероприятие по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований на комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку. Рекомендую воспользоваться таким механизмом.
Не может не радовать, что в районах области реализуются инвестиционные проекты в самых разных сферах деятельности. Это увеличивает налоговые поступления в бюджеты, создает новые рабочие места, способствует инфраструктурному развитию территорий. Подчеркну, что в прошедшем году на развитие экономики и социальной сферы в регионе направлены инвестиции в объеме 57,5 миллиардов рублей.
Желаю всей душой, чтобы ваши инициативы воплощались в реальные дела. Со своей стороны гарантирую полную поддержку всем благим начинаниям.
Уважаемые коллеги!
Особое внимание хочу обратить на реализацию таких стратегических задач, как внедрение энергосервисных контрактов и передача неэффективных муниципальных унитарных предприятий частным операторам на основе концессионных соглашений.
Это – не моя прихоть или прихоть Администрации области. Это – требование времени и главы государства. Считаю, что необоснованное, но очень настойчивое сопротивление данным процессам вполне можно расценивать как саботаж.
Должен сказать, что наибольшие проблемы возникают в областном центре, хотя, в ряде других муниципалитетов дела идут вполне успешно. Например, опыт реализации энергосервисных контрактов в Сычевке и Дорогобужском районе был включен в проект «Магазин верных решений» Агентства стратегических инициатив и серьезно заинтересовал ряд субъектов Федерации. Кстати, в регионе уже заключены порядка 120-ти энергосервисных контрактов.
Благодаря концессионному соглашению на территории Угранского сельского поселения, проведены мероприятия по обеспечению бесперебойного теплоснабжения, что позволило не только привлечь инвестиции, но и снизить потери при производстве тепловой энергии.
Настойчиво призываю вас, коллеги, и требую идти по этому пути. И не только в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проекты государственно-частного партнерства с хорошей стороны зарекомендовали себя в различных сферах.
Главное – не пускать дело на самотек! Нужно встречаться с жителями, обстоятельно и доступно объяснять преимущества, рассказывать о перспективах. Прекрасно понимаю, что каждый из нас физически, в силу своей занятости не может разбираться во всех деталях и «узких» вопросах. Но для этого и существуют профильные органы исполнительной власти. Обращайтесь в Департаменты и Управления, привлекайте специалистов. Вам никто не посмеет отказать в помощи и поддержке. Только проявляйте инициативу и настойчивость! В этих делах – я самый главный ваш помощник и консультант.
Уважаемые участники Съезда!
Несомненным приоритетом в нашей работе является бюджетно-финансовое обеспечение деятельности местного самоуправления. В связи с этим первоочередной задачей остается повышение финансово-экономической самодостаточности территорий за счет расширения налоговой базы, развития малого и среднего бизнеса, наращивания промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения инвестиционной привлекательности территорий.
Несмотря на сложные экономические условия 2017 года, в целом, по росту показателей областного бюджета наметилась позитивная динамика, то есть впервые за многие годы он исполнен с профицитом, при том, что все социальные обязательства перед населением сохранены и исполнены. Однако, нужно отметить, что областные государственные программы выполнены исключительно за счет доходных источников областного бюджета.
Поэтому при формировании местных бюджетов на 2019 год необходимо еще раз провести ревизию всех возможных финансовых источников и активизировать привлечение инвестиций. Тем более, динамика в данном процессе наблюдается. Если в 2016 году муниципалитетами было предоставлено только 10 видов поддержки бизнеса, то в 2017 уже 196, на общую сумму, превышающую 27 миллионов рублей. Обнадеживает тот факт, что в 2017 году органы местного самоуправления заключили 51 соглашение о муниципально-частном партнерстве. Это позволило привлечь инвестиций в рамках указанных соглашений более чем на 56 миллионов рублей. Годом ранее было заключено только 1 соглашение.
И все-таки приходится констатировать, что, несмотря на методическую, информационную, консультативную поддержку со стороны профильных органов власти, у нас есть отстающие муниципальные образования. Так и не смогли повысить качество работы с потенциальными инвесторами и представителями бизнес-сообщества в Темкинском, Хиславичском, Шумячском, Монастырщинском районах.
Несколько слов – о дотациях.
С учетом ситуации, которая складывается в муниципальных образованиях по оплате за коммунальные услуги, планируется предоставление финансовой помощи из областного бюджета. В октябре-ноябре по итогам исполнения местных бюджетов за 9 месяцев по моему поручению будет распределена субсидия на финансирование данных расходов в объеме более 50-ти миллионов рублей.
Кроме того, дополнительно планируется распределить финансовую помощь порядка 5-ти миллионов рублей по результатам выполнения условий соглашений, предусматривающих стимулирующие меры социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов.
Также в конце года мы предполагаем распределить дотации в сумме 15-ти миллионов рублей между муниципалитетами, достигшими наилучших показателей по развитию налогового потенциала. Будут оцениваться увеличение доходов в областной и местный бюджеты, темпы роста сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, показатели в создании новых рабочих мест и прозрачных условий для ведения торговли.
Время для того, чтобы оказаться в числе лидеров, а, значит, получить заслуженный бонус, еще есть. Только не нужно его терять. Призываю вас активизироваться, изыскать резервы, работать с полной самоотдачей.
Кстати, уважаемые коллеги, вынужден констатировать, что в регионе слабо используются механизмы привлечения денежных средств за счет участия в федеральных конкурсах и программах. А это, следует отметить, дает немалые дополнительные финансовые источники, благодаря которым можно решать существующие проблемы на руководимых вами территориях.
В качестве положительного примера хочу привести настойчивость руководства Дорогобужского и Вяземского районов, принявших участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов комфортной городской среды малых городов и исторических поселений. Нужно сказать, что в конкурсе участвовали 455 населенных пунктов России. Вязьма вышла в финал, а Дорогобуж стал победителем и «заработал» 30 миллионов рублей. Данную работу необходимо расширять.
Сегодня в стране проводятся конкурсы на самое благоустроенное городское (сельское) поселение, на лучшую муниципальную практику, причем, с ноября прошлого года в соответствии с поручениями главы государства Владимира Владимировича Путина в конкурс на лучшую муниципальную практику добавлена новая номинация – «укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне». Смолянам, как говорится, сам Бог велел заявляться на участие, учитывая колоссальный позитивный опыт в данном направлении.
Победители получают «живые» деньги. Почему не воспользоваться этим ресурсом?! Но в нынешнем году поступило всего 22 заявки. Причем, победители регионального этапа получат денежные премии из областного бюджета. Подчеркну, что Смоленская область стала первым регионом, учредившим региональное поощрение для участников конкурса. Вместе с тем, я убежден, что на федеральном уровне смоляне могут и должны становиться победителями, а полученные средства направлять на решение многочисленных вопросов местного значения.
Еще один реальный источник получения доходов – вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. Согласен, что это процесс – трудоемкий, но, тем не менее, экономически обоснованный. Не позволительно, когда земля по вине безалаберных или безответственных собственников не «работает», зарастает хмызником, не приносит доход в казну - и без того скудную.
Коллеги!
Оптимизация территориальной организации местного самоуправления – вопрос болезненный. Вместе с тем, предвидя вашу озабоченность, должен сказать, что работу по объединению муниципальных образований будем продолжать. Не размахивая по-чапаевски шашкой, не форсируя события, а планомерно, вдумчиво, взвешивая все «за» и «против».
Но обязан подчеркнуть, что, если в сельском поселении доход составляет менее 500 тысяч рублей, а только на заработную плату главы и аппарата администрации уходит вдвое больше, а порой и еще больше – это абсолютно не нормально! Таких сельских поселений в прошлом году было 27. О решении каких задач местного значения можно говорить в подобных случаях?
Еще один серьезный резерв – деятельность органов территориального общественного самоуправления. Полагаю, что более подробно на этой теме остановится Вячеслав Ефимович Балалаев, но считаю необходимым напомнить, что во время недавнего рабочего визита члена Центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» Светланы Викторовны Калининой особо отмечалось, что город Смоленск, в отличие от других муниципалитетов, полностью «проседает» в данном направлении. Для крупнейшего муниципального образования региона это непростительно. Там, где нужно подавать пример, для чего имеются и кадровые ресурсы, и другие возможности, областной центр почему-то остается в тени.
Уважаемые делегаты и участники заседания!
Считаю необходимым остановиться еще на двух крайне важных темах.
В настоящее время подготовка области к осенне-зимнему периоду вступила в активную стадию. В целом, готовность котельных, водопроводных и тепловых сетей соответствует прошлогодним показателям. Потребность муниципалитетов в угле превышает 60% от минимально необходимого запаса, а дров – 98%. Тем не менее, призываю вас не расслабляться, держать вопросы подготовки к отопительному сезону на ежедневном контроле. Наша с вами ключевая задача - провести весь осенне-зимний период без нештатных ситуаций, в конструктивном взаимодействии с ресурсоснабжающими организациями.
В единый день голосования – 9 сентября на Смоленщине состоятся выборы депутатов областной Думы шестого созыва, а также дополнительные выборы депутатов представительных органов ряда муниципальных образований разного уровня – от Советов сельских поселений до районных Советов. Прошу вас, уважаемые коллеги, обеспечить подготовку и проведение этих важнейших и ответственных событий на самом высоком организационном уровне с неукоснительным соблюдением прав избирателей, политических партий, кандидатов. Рассчитываю на ваш профессионализм и компетентность.
Обозначенные сегодня мною темы – это только небольшой аспект действий, направленных на реализацию успешной государственной политики по совершенствованию местного самоуправления.
Убежден, что совместными усилиями мы сделаем всё, чтобы наша родная Смоленская область уверенно и поступательно становилась не только Территорией развития, но и Территорией возможностей.
Благодарю за внимание.