Доклад Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского «О государственном регулировании оптовых и розничных цен на сжиженный углеводородный газ для населения» на заседании Координационного совета по энергетике, энергосбережению и энергоэф

Доклад Губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского «О государственном регулировании оптовых и розничных цен на сжиженный углеводородный газ для населения» на заседании Координационного совета по энергетике, энергосбережению и энергоэф
01.04.2019
396

Уважаемые коллеги!

Как вы все знаете, в результате принятия постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года № 1442 фактически отменено с 1 января этого года государственное регулирование на уровне Российской Федерации оптовых цен на сжиженный углеводородный газ (СУГ) для бытовых нужд, при этом государственное регулирование на уровне Субъектов РФ розничных цен сохранено.

Логика Правительства понятна – последовательно реализуется План мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики. Однако в данном случае это может привести к дополнительной нагрузке на региональные бюджеты.

Были проанализированы биржевые цены на СУГ, сложившиеся в 2018 году. Они крайне неравномерны и волатильны. Если в начале года биржевая цена не очень отличалась от регулируемой, то в третьем квартале в отдельные дни она превышала установленную ФАС цену в 3 раза. В среднем по году превышение составляло примерно 15 – 17 тысяч рублей.

При общем потреблении газа в Центральном Федеральном Округе порядка 30 тысяч тонн в год, если бы его получали по биржевым ценам 2018 года, то размер выпадающих доходов уполномоченных поставщиков сжиженного газа составил бы для всего ЦФО сумму в 500 миллионов рублей. При этом субъекты Российской Федерации обязаны компенсировать данные затраты из своих бюджетов.

В регионах с высокой степенью газификации проблемы как таковой нет. Например, для Белгородской области расчетная величина выпадающих доходов составила бы всего 200 тысяч рублей. Однако для Тверской, Смоленской, Владимирской областей могла бы превысить 30 миллионов, а для Воронежской и Ярославской - 100 миллионов рублей.

Оснований полагать, что в этом году биржевая цена снизится в полтора-два раза нет. В марте текущего года Федеральная антимонопольная служба проинформировала, что в целях снижения возможных рисков на рынке СУГ ФАС России в настоящее время только прорабатывается вопрос о внесении изменений в Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению. Также рассматривается вопрос о переходе на формульное ценообразование на оптовом рынке СУГ с привязкой к биржевым и внебиржевым индексам цен.

Кроме того, в целях минимизации влияния цен на СУГ на внешних рынках на цены внутреннего рынка Российской Федерации ФАС России совместно с Минэнерго России также рассматривается вопрос о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих изменение ставок экспортных пошлин на СУГ.

Таким образом, необходимая нормативная база сегодня еще не разработана, а государственное регулирование оптовых цен на СУГ отменено с 1 января 2019 года.

Кроме финансовой составляющей данного вопроса есть достаточные тому основания полагать, что развитие данной ситуации может привести к снижению ответственности, а это в первую очередь вопрос безопасности, а также ухудшению качества и росту стоимости данных услуг для жителей.

Отмечу, что до 2019 года ответственность за поставку СУГ для нужд населения (емкостной и баллонный газ) возлагалась на соответствующие региональные уполномоченные организации. В обязанность данных организаций входило содержание групповых резервуарных установок, обслуживание индивидуальных газовых шкафов и оборудования, доставка и замена газовых баллонов у жителей. Обеспечение работы аварийно-диспетчерской службы.

Кроме того уполномоченная организация наделялась обязанностью по гарантированному обеспечению поставки газа для всех жителей региона, без разделения на выгодные и невыгодные маршруты доставки газа. Все затраты данных организаций равномерно распределялись между всеми потребителями СУГ путем государственного регулирования цен на уровне субъекта.

Взамен организации, которые наделялись статусом уполномоченной организации, получали долгосрочное гарантированное прикрепление к двум оптовым поставщикам СУГ, по фиксированной стоимости и объемам отгружаемого газа.

Например, Смоленская область в 2018 году гарантированно получала от трех оптовых поставщиков газ в объеме 350 тонн в месяц. Всего в области потребителями сжиженного углеводородного газа являются 130 тысяч человек, или 14% населения. При этом 2 из 25 муниципальных районов в настоящее время вообще не газифицированы.

Таким образом, процесс поставки СУГ населению намного сложнее, чем организация доставки какого-то другого товара с оптового склада. Ожидать здесь роста конкуренции в связи с планово-убыточной и социально направленной деятельностью не приходится.

В текущем году в Смоленской области две уполномоченные организации, обеспечивающие население СУГ для бытовых нужд в связи с прогнозируемым опережающим ростом оптовых цен относительно розничных объявили о приостановлении своей работы, а одна о полном завершении своей деятельности. Сегодня вопрос поставок СУГ в Смоленскую область удалось решить в ручном режиме только на несколько месяцев.

В настоящее время мною уже принято решение о выделении финансовых средств из бюджета в размере 30 миллионов рублей на обеспечение финансирования части затрат уполномоченных организаций, связанных с приобретением СУГ по нерегулируемым оптовым ценам. Данные финансовые средства были выделены за счет сокращения расходных обязательств по иным социально-значимым направлениям, что с учетом поставленных задач по реализации национальных проектов и Указов Президента РФ выполнить весьма сложно.

Годовой размер выпадающих доходов, рассчитанный исходя из среднерыночной цены 2018 года, в случае если в течение первых четырех месяцев 2019 года не удалось бы решить вопрос приобретения газа по прежней цене, превысил бы 30 миллионов рублей.

В качестве предложений по стабилизации сложившейся ситуации предлагаем рассмотреть следующие варианты решения данной проблемы:

- обеспечить субсидирование из федерального бюджета субъектов РФ по возмещению убытков газоснабжающих организаций, связанных с приобретением СУГ по рыночным ценам;

- доработать новую методику государственного регулирования стоимости СУГ, внести все необходимые изменения в законодательство РФ и субъектов РФ, реализовать в полном объеме мероприятия, предложенные ФАС и только после этого осуществлять переход на новую систему обеспечения поставок СУГ.

Вернуться к списку

© Правительство Смоленской области 2024 – официальный сайт

Яндекс цитирования
Заметили ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Система Orphus