Уважаемые участники совещания!
Вопросы, которые сегодня предложены для обсуждения, актуальны и имеют серьезное значение для развития всей системы образования Смоленской области, так как, прежде всего, касаются долгосрочных перспектив и во многом нацелены на достижение прорывных результатов.
Как Губернатор я глубоко признателен Министерству просвещения Российской Федерации и лично министру Ольге Юрьевне Васильевой за внимание, которое уделяется нашему региону, помощь в методической и практической деятельности, подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, реализации национальных проектов и стратегических инициатив главы государства в сфере образования.
Считаю, что в первую очередь наши усилия должны быть направлены на создание максимально комфортных условий – как для обучающихся, так и для педагогов. Независимо от месторасположения образовательной организации, будь то город или сельская территория, каждый ребенок должен получить гарантированно качественное образование.
Должен сказать, что в настоящее время расходы на сферу образования в региональном бюджете составляют 21%. Средняя заработная плата педагогических работников находится на уровне средней заработной платы по экономике региона, то есть требование Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина в соответствии с майским указом 2012 года выполняется неукоснительно.
Вместе с тем, понимая, что труд учителя достоин куда бОльшей поддержки со стороны власти, мы реализуем систему мер социальной поддержки в сфере образования:
- ежемесячно молодым педагогам выплачивается пособие 2 тысячи, а окончившим учебное заведение с отличием – 3 тысячи рублей;
- более семи тысячам шестистам педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, предосталяются льготы по оплате коммунальных услуг – 1200 рублей ежемесячно;
- победителю областного конкурса «Учитель года» выплачивается денежное вознаграждение 100 тысяч, а лауреатам – по 60 тысяч рублей;
- по моему поручению учреждена премия имени Народного учителя СССР Василия Федоровича Алёшина, посвятившего свою жизнь воспитанию и обучению детей из смоленской глубинки. Лучшие учителя сельских школ области будут получать ее со следующего года: за 1-ое место – 50 тысяч, 2-ое – 30 тысяч, 3-е – 20 тысяч рублей.
В зоне моего пристального внимания и моих подчиненных находится работа с одаренными и талантливыми детьми.
По моей инициативе с 2017 года на Смоленщине работает Ассоциация «Смоленский Олимп», нацеленная на выявление и поддержку мотивированных детей и молодежи, проявивших способности в точных и естественных науках, искусствах, робототехнике, спорте. За два года работы Ассоциации более 350-ти талантливых смоленских школьников стали участниками различных смен в образовательном центре «Сириус». Кстати, наш «Олимп» является прообразом президентского «Сириуса».
Кроме этого для поощрения юных и молодых талантливых смолян учреждена областная стипендия имени князя Смоленского Романа Ростиславовича – 5 стипендий для студентов ВУЗов, 10 – для студентов организаций среднего профессионального образования, 15 – для школьников. Ежемесячные выплаты стипендиатам составляют 740 рублей.
Мы регулярно проводим сборы творческой молодежи «Сокол», профильные смены «Архитектура таланта» и «СМОЛА». Никогда не упускаю возможности лично пообщаться с их участниками – активистами детских и молодежных общественных организаций, Советов старшеклассников. С одной стороны это помогает мне быть в курсе проблем, волнующих подрастающее поколение, а с другой стороны – является мощным стимулом для реализации личностного потенциала нашей молодежи. К слову сказать, моему примеру следуют руководители и представители институтов гражданского общества, областной Думы, деловых кругов. Систему подобных профильных смен будем всемерно развивать.
Одним из ключевых направлений в нашей работе считаю создание условий для обеспечения реализации прав граждан на образование с учетом их возможностей и потребностей.
Успешно реализуются модели включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в образовательную среду массовой школы. В соответствии с моим поручением с 2017 года дети с расстройствами аутистического спектра и нарушениями интеллекта обучаются в специальных классах на базе трех средних школ областного центра. Работа по данному направлению будет продолжена и в следующем году.
Четвертый год мы активно развиваем движение «Абилимпикс», в рамках которого проводится региональный чемпионат – главное событие в системе конкурсов профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что в значительной мере способствует их мотивации к получению образования, содействует трудоустройству и социокультурной инклЮзии в обществе.
Коллеги!
Нынешний год стал отправным в разработке региональных проектов. В рамках национального проекта «Образование» Смоленская область участвовала в конкурсном отборе на предоставление в 2020-2022 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по 10-ти направлениям 5-ти региональных проектов и по всем признана победителем.
Это позволит нашему региону стать получателем федеральных средств в размере, превышающем 1 млрд 400 млн рублей, которые будут способствовать обновлению образования и выходу нашего региона на новый виток развития.
Вместе с тем, для создания условий, обеспечивающих успешное решение задач, поставленных Президентом России, помимо неукоснительного выполнения «дорожных карт» региональных проектов, считаю необходимым, привлекать бизнес-структуры, благотворителей в развитие системы регионального образования.
С удовлетворением могу заявить, что такой опыт в нашей области есть.
Наиболее ярким примером является учреждение, которое сегодня принимает нас на своих площадках. Лицей-интернат «Феникс» – это масштабный, не имеющий аналогов, благотворительный проект председателя Государственной Думы России Вячеслава Володина. С момента основания школы в 2016 году Вячеслав Викторович является её попечителем, активно занимаясь созданием и лично контролируя все процессы развития учебного заведения. Он регулярно приезжает к своим подопечным, общается с преподавательским составом и обучающимися здесь ребятами.
При этом хочу особо подчеркнуть, что строительство лицея-интерната, всех объектов на его территории, проводится исключительно за счет благотворительных пожертвований, без бюджетных ассигнований.
Как глава региона я отлично понимаю, что в сложившихся напряженных экономических условиях крайне важным является создание дополнительных преференций для представителей бизнеса и благотворителей, вкладывающих деньги в развитие образования. В целях поддержки такого положительного опыта в области принят закон, предусматривающий освобождение от уплаты налога на имущество организаций, передавших имущество в безвозмездное пользование областным государственным общеобразовательным организациям.
Обращаю особое внимание глав муниципальных районов и городских округов на необходимость активизации взаимодействия с инвесторами, работающими в ваших муниципалитетах, в части принятия ими на себя социальных обязательств, в том числе по поддержке организаций образовательной сферы.
Рад отметить, что положительный опыт такого сотрудничества уже имеется в ряде районов. Так, компания «Тропарево-Кайдаково», работающая в Вяземском районе, отремонтировала Кайдаковский детский сад, как говорится, «под ключ».В Гагаринском районе компанией «Гагарин-Останкино» выполнен «под ключ»капитальный ремонт детского сада «Крепыш», отремонтирован спортивный зал детского сада «Солнышко», приобретен , установлено оборудование актового зала и приобретены конструкторы по робототехнике для Центра детского творчества.
Вот еще примеры. Группа компаний «Терекс», компании «Кролъ и К», «Волентия», «Горизонт» существенно укрепили материально-техническую базу Токаревской школы, отремонтировав столовую, актовый зал, библиотеку, школьный музей, оборудовав детскую спортивную площадку, установив новое ограждение вокруг учебного заведения. Компания «ГАГАРИН ЭГГЕРДРЕВ ПРОДУКТ» регулярно обеспечивает образовательные организации ламинированной ДСП, отремонтировала музыкальный зал в детском саду «Снежинка», заасфальтировала спортивную площадку в Баскаковской школе.
Кроме того, считаю необходимым более активно внедрять на территории Смоленской области формы конструктивного и взаимовыгодного партнерства государственных структур с частным бизнесом, как инструмента объединения и привлечения средств для улучшения качества реализации образовательных программ и получения образования детьми с различными образовательными потребностями.
Для этого считаю необходимым главам муниципалитетов в кратчайшие сроки изучить опыт ваших коллег по применению таких форм сотрудничества, проработать возможные варианты их внедрения.
Завершая выступление, хочу подчеркнуть: мы не просто заявляем о долгосрочном развитии региональной системы образования – мы целенаправленно, ритмично выстраиваем систему качественного, конкурентоспособного образования, поддержки инклЮзии, одаренных и талантливых детей, создаем условия для воспитания и развития детей, подростков и молодежи, обеспечиваем возможности для их самоопределения с будущей профессией.
Такие задачи Владимир Владимирович Путин поставил перед страной и каждым регионом. Мы с вами обязаны их выполнить, и не имеем права обмануть смолян в их ожиданиях и подвести главу государства.
Благодарю за внимание.