Уважаемые коллеги!
Ваш Съезд – одно из важнейших событий не только в жизни муниципального сообщества, но и всей Смоленщины. Потому что местное самоуправление – самая близкая к людям власть. Она не только знает их насущные проблемы, но и позволяет каждому жителю региона подключиться к общему полезному делу, принять в нем личное участие.
На протяжении десятков лет нам говорят о реформе местного самоуправления, но, по-моему, уже настало время, когда от реформ пора переходить к стабильному развитию территорий. Вот почему после принятия 136 Федерального закона мной было принято решение о сохранении за сельскими поселениями практически всех полномочий, которые они осуществляли в течение последних десяти лет. Иначе мы бы потратили массу усилий на перераспределение имущества, финансов, кадров между поселениями и районами, от чего пострадали бы интересы смолян. Они опять бы плутали в коридорах власти, как это, к сожалению, случалось на уровне взаимодействия районных администраций и структур административных центров района.
Сегодня в 16 муниципальных районах уже ликвидированы администрации райцентров, и все их функции переданы в районную администрацию. В восьми районах данная работа будет завершена к началу 2016 года. Надо отметить, что трудностей в реализации расширенного круга полномочий у районов не возникает.
Другой стороной стабильности развития местного самоуправления, по моему мнению, является единство системы формирования органов местного самоуправления. Федеральный законодатель предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации право определять, как будут избираться органы местного самоуправления в муниципалитетах конкретного региона.
В Смоленской области областным законом теперь закреплен единый порядок избрания (подчеркиваю, избрания, а не назначения!) глав муниципальных районов, городских округов и городских поселений – представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Избранный глава муниципального образования будет исполнять полномочия, в том числе руководителя местной администрации. Таким образом мы избегаем ситуации, когда руководство муниципальным образованием фактически осуществляют два руководителя (глава муниципального образования и глава местной администрации).
Что, в первую очередь, отвечает чаяниям населения. Большинство жителей не только Смоленской области, но и всей России так и не поняли, зачем существуют два главы, кто за что отвечает, какие проблемы решает и к кому с какими жалобами идти. Люди возмущались этим непонятным «двуглавием». И в мой адрес часто, как, я уверен, и в адрес руководителей других регионов, поступали просьбы и обращения, поменять такой порядок дел. Что и станет возможным на большей части территории с осени этого года.
Главы же сельских поселений избираются так же представительным органом, но без конкурсных процедур.
Уверен, что данные изменения будут способствовать развитию более эффективной системы управления территориями в Смоленской области.
Немаловажное значение для формирования стабильной власти и развития региона имеет наличие профессиональных кадров. У нас есть очень опытные руководители на муниципальном уровне, имеющие в своем активе два, а то и три периода исполнения полномочий. Есть и те, кто замещает должность главы впервые. Но инновации в законодательстве, в экономике, в бюджетном процессе не щадят никого – все новое подлежит, в первую очередь, глубокому теоретическому изучению, но еще больше необходима практическая составляющая постоянного повышения профессионализма. Здесь огромную роль играет обмен опытом. Считаю, что площадкой по обмену опытом между руководителями органов местного самоуправления должен стать Совет муниципальных образований во взаимодействии с профильными департаментами Смоленской области. А в отдельных случаях следует налаживать такой обмен опытом и с другими регионами.
Без сомнений, важным и сложным остается вопрос об уровне оплаты труда работников органов местного самоуправления, который напрямую связан с кадровой политикой, качеством оказываемых муниципальных услуг.
Соответствующие шаги по решению данной задачи были сделаны в 2014 году Администрацией области совместно с Советом. Разработана новая система оплаты труда для работников органов местного самоуправления, которая уже действует с 1 октября 2014 года. Посредством ее введения произошло изменение групп по оплате труда: вместо имевших место 5 групп по районам и городским округам и десяти групп по сельским поселениям сегодня введена единая система трех групп. К сожалению, изменение системы не привело к всеобщему увеличению оплаты труда работников и в желаемом размере, но над этим вопросом Администрация Смоленской области будет работать исходя из наполняемости областного бюджета.
Но при этом, было бы неправильно считать, что заработная плата может повышаться только за счет увеличения размера поступлений из областного бюджета. Важнейшей задачей местного самоуправления является формирование и увеличение собственной доходной части бюджета за счет совершенствования работы по увеличению налоговых доходов, созданию эффективной системы расходов, привлечению инвестиций. В соответствии с Бюджетным кодексом муниципалитет может самостоятельно формировать оплату труда своих работников в том случае, если для реализации своих полномочий не привлекает средства бюджетов иных уровней. Я призываю всех стремиться к этому. А пока без кропотливой работы по социально-экономическому развитию территорий, без конкретных, целенаправленных шагов каждого руководителя муниципалитета по увеличению экономических показателей говорить о росте фондов оплаты труда сложно.
Напомню, что из показателей развития каждого муниципального образования складывается показатель развития региона в целом. Вот почему обеспечение экономической самостоятельности области мы должны и будем решать совместно, привлекая и реализуя, в первую очередь, инвестиционные проекты, формируя эффективные направления развития и создавая новые рабочие места.
И по этому направлению есть конкретные положительные результаты. По итогам первого полугодия текущего года на развитие экономики и социальной сферы Смоленской области использовано свыше 17 млрд. инвестиций. Индекс физического объема составил 101,6% к январю-июню 2014 года. По данному показателю Смоленская область в январе-июне 2015 г. поднялась с 38 места (по итогам 1-го квартала 2015 г.) на 29 место среди всех субъектов Российской Федерации и с 10 на 6 место по Центральному федеральному округу.
Хочу акцентировать ваше внимание и на отдельных положительных тенденциях в развитии агропромышленного комплекса Смоленской области, где инвестиции также играют немаловажную роль.
В 2014 году выручка от реализации сельскохозяйственной продукции на 40% превысила уровень 2013 года. Удельный вес прибыльных хозяйств составил 63%. За первое полугодие 2015 года экономические показатели работы в сельском хозяйстве сохраняются на высоком уровне. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составила 138% к уровню прошлого года, а чистая прибыль – 611 миллионов рублей.
В отрасли растениеводства за счет модернизации технологических процессов продолжается увеличение валового производства продукции и рост урожайности сельскохозяйственных культур.
В развитии агропромышленного комплекса область ни в коем случае не будет снижать темпы роста - это также одно из приоритетных направлений вашей деятельности.
Как вы понимаете, рост инвестиций – не самоцель. Цель – экономика, в которой работает каждый клочок земли – под заводом, пашней или индустриальным парком. Как следствие, мощная динамично развивающаяся экономика – это налоговая база для развития социальной сферы, для изменений в повседневной жизни каждого жителя региона.
Названные цифры – результат нашего общего с вами труда. Ваш вклад в самочувствие смолян и восприятие ими происходящих изменений очень важен и серьезен. Атмосфера комфорта и уюта, а в конечном итоге – доверия к власти, зависит от того, что жители области видят вокруг себя - благоустроенные, зеленые и чистые улицы, возможность заниматься спортом рядом с домом, спокойно гулять с детьми на красивых и обустроенных детских площадках.
Работа в муниципалитетах – это служение людям. И лично у меня огромное уважение вызывают те главы, которые болеют за дело и все свое свободное время отдают решению проблем своего поселения, района, города. Особенно те муниципалитеты, в которых активную жизненную позицию демонстрируют не только Глава и члены администрации, а еще и депутаты, не только реально поддерживающие общемуниципальные программы, но и предлагающие собственные интересные проекты и привлекающие жителей для участия в них.
Потенциал смолян настолько велик, что с его помощью можно совместно реализовать большое количество проектов.
Посещая отдельные муниципальные районы, я был приятно удивлен, а в отдельных случаях и восхищен тем, какую работу на территориях поселений проводят представители территориального общественного самоуправления! Как признаются некоторые главы, они бы, наверное, столько не сделали добрых дел в поселении, если бы не инициативность и напористость руководителей территориального общественного самоуправления. Хотелось бы, чтобы эта наиболее подвижная и оперативная форма самоорганизации граждан активно распространялась на территории Смоленской области, а положительный опыт тиражировался во все муниципалитеты.
В своем выступлении я затронул далеко не все вопросы развития местного самоуправления в области. Но это не потому, что одни из них важнее других. Мы должны понимать, что раскрытие социально-экономического потенциала региона возможно исключительно при слаженной работе грамотных эффективных управленцев, не только ясно понимающих существующие проблемы, но и готовых предложить четкий комплекс мер по их преодолению.
И если иногда у органов власти недостаточно ресурсов для обеспечения своих полномочий, то мы должны стараться в полной мере раскрывать потенциал людей, общества, гражданских институтов, предприятий, организаций, учреждений для решения поставленных задач.
Желаю Съезду успешной и плодотворной работы!