Уважаемый Игорь Васильевич!
Уважаемые депутаты!
Мне нередко задают вопрос: что является главным ресурсом, основным конкурентным преимуществом Смоленской области? Географическое положение? Несомненно. Богатейшее историко-культурное наследие? Конечно. Инвестиционный потенциал? Разумеется.
Наверняка и у каждого из Вас есть свой ответ на вопрос о привлекательности нашей Смоленщины – земли, которую нельзя не любить. Есть он и у меня.
Самый главный, бесценный и незаменимый ресурс нашей области – смоляне. Посещая с рабочими визитами города и сельские населенные пункты, общаясь с теми, на ком сегодня держится образование и здравоохранение, социальная сфера и культура, промышленность и сельское хозяйство – я очень отчетливо понимаю и чувствую, что нет ничего важнее и ценнее этого ресурса.
Забывать об этом нельзя ни в коем случае. Потому что, если мы увлечёмся игрой в цифры или борьбой ради борьбы, и отодвинем на второй план чаянья конкретных людей, все наши действия превратятся в никому не нужную суету.
Моя работа, наша с вами совместная работа – это только средство для достижения стратегической цели: сохранения данного бесценного ресурса – социального капитала Смоленщины. Главное богатство региона – простые люди – должны быть уверены в завтрашнем дне, в стабильности, в том, что вместе с руководством страны, вместе с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным мы строим и обязательно построим великую, сильную Россию.
Смоляне должны видеть, должны ощущать, что власть региона всех уровней делает для этого все возможное и даже невозможное, какое бы не было тяжелое наследие у области и какие бы не были нелегкие времена.
Уважаемые депутаты!
В своем выступлении я остановлюсь на наиболее значимых, на мой взгляд, результатах работы Администрации области и на тех проблемах, с которыми мы вместе с вами сталкивались в ушедшем году. Отчет о работе Администрации заранее был внесен мною и рассматривался на заседаниях профильных комитетов Думы. Поэтому я остановлюсь только на стратегических и принципиальных для нас моментах.
В 2013 году работа Администрации области базировалась, в первую очередь, на реализации Указов Президента. Содержащиеся в этих документах положения и конкретные задачи и цифры затрагивают все наиболее важные социально-экономические отрасли, как нашего региона, так и Российской Федерации в целом.
Несмотря на кризисные явления, изменения налогового законодательства в части создания консолидированных групп налогоплательщиков и последовавший из-за этого рост бюджетного дефицита, вместе нам удалось реализовать поставленные задачи.
Я хотел бы поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за то, что в вашем лице Администрация области находила понимание и поддержку по всем принципиальным и важным вопросам.
Совсем недавно мы отметили 20-летие Смоленской областной Думы. К своему юбилею Дума подошла с хорошим багажом. Она всегда работала достаточно эффективно, в последние годы ее работа только интенсифицируется. То, что есть взаимопонимание и желание, в первую очередь, работать на благо области и отстаивать интересы всех жителей области – своих избирателей, а не лоббировать узкофракционные интересы, дает колоссальную отдачу. И за это большая благодарность почти всем фракциям и почти каждому депутату Думы.
Хочу подчеркнуть, что несмотря ни на что, расходы областного бюджета в 2013 году сохранили социальную направленность, и это принципиальная позиция Администрации. В общем объеме расходов областного бюджета наибольший удельный вес – 59,8% – составляют отрасли социально-культурной сферы. На их финансирование было направлено 21 млрд. 699 млн. рублей, из них расходы на: - образование составили свыше 8 млрд. рублей; - социальную политику – 6,7 млрд. рублей; - здравоохранение – 5,7 млрд. рублей.
Областной бюджет в 2013 году исполнен с дефицитом в сумме 6 млрд. 887 млн. рублей, что ниже запланированного на 2 млрд. 344 млн. рублей.
Уважаемые коллеги!
Обращаю ваше внимание, на то, что в условиях принятия и исполнения областного бюджета в 2013 году долговая политика Смоленской области строилась на принципах сохранения объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков; своевременности исполнения долговых обязательств и минимизации их стоимости.
Объем государственного долга Смоленской области на 1 января 2014 года составил 20 млрд. 379,5 млн. рублей или 97,3% от объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
Администрация Смоленской области последовательно проводила активную политику управления долгом, то есть замену дорогих и коротких банковских кредитов на более дешевые и долгосрочные заимствования.
С целью снижения расходов на обслуживание государственного долга в 2013 году областным бюджетом были привлечены бюджетные кредиты для покрытия дефицита областного бюджета 2013 года в сумме 7 млрд. рублей, что позволило уменьшить объем привлечения банковских кредитов, которые являются более дорогостоящими заемными средствами, на 4,5 млрд. рублей.
Начиная с 2013 года, областным бюджетом начали привлекаться среднесрочные банковские кредиты на срок до 3-х лет, которые также позволяют минимизировать расходы бюджета.
Кроме того, в 2013 году Смоленской областью размещен облигационный заем на сумму 3 млрд. рублей со сроком обращения 5 лет. Ставка купонного дохода является постоянной и составляет 8,9% годовых.
Исполнение всех долговых обязательств Смоленской области осуществлялось в установленные сроки и в полном объеме. Просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.
Смоленская область имеет положительную кредитную историю, что является одним из важных индикаторов способности и намерения заемщика погашать свои долговые обязательства.
Помимо этого, мы все прекрасно понимаем, что у региона существуют значительные резервы.
В 2013 году продолжена работа Межведомственных комиссий при Администрациях муниципальных образований Смоленской области по вопросам увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований. Рассматривались вопросы, связанные с сокращением количества убыточных организаций, в том числе, организаций, имеющих низкий уровень оплаты труда, легализацией объектов налогообложения, а также сокращением задолженности по платежам в бюджетную систему.
По результатам работы 157 налогоплательщиков представили уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, уменьшив суммы заявленных убытков почти на 1,2 млрд. рублей, заявив при этом прибыль на общую сумму около 93 млн. рублей.
В результате целенаправленной работы органов исполнительной власти погашена задолженность по налоговым платежам в сумме 251 млн. рублей.
Большое внимание Администрация области уделяет и прозрачности проведения госзакупок. В 2013 году проведено 7 720 процедур размещения заказа на сумму более 10 млрд. 843 млн. рублей, по результатам которых было заключено 4 603 контракта на сумму 8 млрд. 385 млн. рублей.
В результате, в ежегодно проводимом «Национальном Рейтинге Прозрачности Закупок» Смоленская область заняла 16-е место среди 83 субъектов Федерации, нашей области был присуждён рейтинг – «Высокая прозрачность».
Для выполнения поставленных на федеральном уровне задач по увеличению программной части бюджетных расходов, Администрацией Смоленской области проводилась активная работа по максимальному переводу расходов областного бюджета в программную часть.
На 2014 год областной бюджет сформирован в рамках государственных программ, к реализации утверждено 27 областных государственных программ (вместо 112 целевых программ, реализуемых в 2013 году). Отличие областных государственных программ от целевых программ в том, что целевые программы направлены на решение конкретных возникающих проблем, а государственные программы являются более крупными и долгосрочными, направлены на развитие конкретной социально-экономической сферы, включают меры государственного регулирования и меры правового регулирования. Составление бюджета в программном варианте позволяет контролировать достижение целей и задач региональной политики в целом по сферам деятельности.
В целом на реализацию областных государственных программ в 2014 году планируется направить 32 млрд. рублей или 98,3% от общего объема расходной части областного бюджета (это в 1,8 раза больше уровня 2013 года, в прошедшем году на эти цели было направлено 18 млрд. рублей)
В 2013 году 275 областным государственным учреждениям из областного бюджета было выделено финансирование в объеме 6,8 млрд. рублей на выполнение государственных заданий в рамках оказания государственных услуг. Начиная с 2013 года итоги работы областных государственных учреждений оцениваются по уровню выполнения доведенных до них государственных заданий.
На 2014 год в областном бюджете предусмотрено финансирование на выполнение государственных заданий в объеме 7,3 млрд. рублей или на 7,3% больше уровня 2013 года. Основанием для увеличения финансирования послужил рост оказываемых в рамках государственных заданий государственных услуг и увеличение расходов на оплату труда в связи с реализацией Указов Президента Российской Федерации.
Уважаемые депутаты!
В 2013 году в экономике Смоленской области положительные темпы роста отмечены в промышленности, сельском хозяйстве, на потребительском рынке. Стабильный рост демонстрируют среднедушевые денежные доходы населения области и среднемесячная начисленная заработная плата.
Валовой региональный продукт по Смоленской области в 2013 году оценивается в 215,3 млрд. рублей (рост на 2,4% к уровню 2012 года).
Все мы прекрасно пониманием, что определяющим фактором динамичного развития экономики любого региона являются инвестиции. Инвесторы крайне чутко реагируют на экономическую и политическую ситуацию в регионе, и поэтому наша совместная задача – создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса. При этом, несомненно, должен быть обеспечен баланс интересов жителей региона и предпринимателей.
Администрация Смоленской области прилагает значительные усилия по формированию конкурентоспособной и эффективной экономики, для достижения на данной основе достойного уровня жизни населения нашего региона.
Объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы,в 2013 году составил 55,9 млрд. рублей.
Доля инвестиций в основной капитал в общем объеме Валового регионального продукта (ВРП) по Смоленской области в 2013 году составит, по оценке, 26% (по России – 20,5%), что, при сохранении динамики, позволяет говорить о выполнении поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по достижению доли инвестиций в ВРП к 2015 году – на уровне 25%, а к 2018 году – на уровне 27%.
В 2013 году на территории области реализовывались значимые многомиллиардные инвестиционные проекты ряда организаций, которые перечислены в Отчете и про которые, я уверен, вы знаете из наших СМИ. Например, инновационный «Стеклозавод Ворга» в Ершичском районе; «Игоревский деревообрабатывающий комбинат» в Холм-Жирковском районе; «Гагарин-Останкино», «Агропромышленная фирма «Наша житница» и «ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН» в Гагаринском районе; «Смоленское поле» и «Тропарево» в Починковском районе; «Золотая нива» в Сафоновском районе; «Тандер» в Смоленском районе. И многое, многое другое.
Объем иностранных инвестиций в 2013 году достиг 381,9 млн. долларов США, что составляет 114,2% к уровню 2012 года. Основные вложения иностранного капитала в Смоленской области осуществлялись такими крупными предприятиями, как ОАО «Дорогобуж», ОАО «ОСРАМ» и рядом других организаций.
В соответствии с решениями Президента Министерству регионального развития Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» поручено обеспечить внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
В связи с этим одной из важных задач 2013 года являлось продолжение работы по внедрению стандарта, реализация которого будет способствовать привлечению инвестиций, а также позволит создать регулярно работающую систему взаимодействия бизнеса и власти.
Полностью соответствующими требованиям стандарта Экспертной группой признаны 12 мероприятий.
В частности, принята Инвестиционная декларация региона.
Создан специализированный двуязычный Интернет-портал об инвестиционной деятельности в Смоленской области. Инвестиционный портал в наглядной форме содержит информацию об инвестиционных возможностях региона, его инфраструктуре, инвестиционных площадках, о планируемых и реализуемых на территории Смоленской области инвестиционных проектах, описание мер государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и порядок обращения для их получения, а также сбор и оперативное рассмотрение обращений инвесторов.
Кроме того, в целях содействия потенциальным инвесторам в подборе земельных участков для реализации на их территории инвестиционных проектов функционирует Инвестиционная карта Смоленской области. Инвестиционная карта региона – открытая информационная база, которая содержит визуализированную информацию об инвестиционных возможностях региона, его географическом, социально-экономическом положении, свободных инвестиционных площадках Смоленской области (как государственных, так и частных) в привязке к географическому месторасположению с указанием их основных характеристик, а также инвестиционные паспорта муниципальных образований.
Созданная в Смоленской области система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности направлена на стимулирование инвестиционных процессов в регионе. Предусмотрены такие формы государственной поддержки инвесторов, как налоговые льготы; субсидии; предоставление инвестиционных налоговых кредитов; сопровождение инвестиционных проектов; методическая, информационная, организационная поддержка субъектов инвестиционной деятельности и другие.
С 2013 года основной акцент в предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности сделан на поддержку реального сектора экономики. Для крупных организаций основной формой государственной поддержки стало предоставление налоговых льгот. Особый приоритет имеют инвестиционные проекты, направленные на создание новых высокопроизводительных рабочих мест, а также проекты, связанные с осуществлением технологических инноваций.
В 2013 году внесены изменения в областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области». Областной закон дополнен нормами о государственных гарантиях прав субъектов инвестиционной деятельности, также в него внесены изменения, направленные на стимулирование инвестиционной активности в регионе. Так, с 1 января 2014 года инвесторы, реализующие одобренные инвестиционные проекты Смоленской области, смогут получить государственную поддержку в форме инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в областной бюджет).
В соответствии с вышеуказанным областным законом в 2013 году государственная поддержка инвестиционной деятельности оказана 12 предприятиям для реализации 12 одобренных инвестиционных проектов Смоленской области, среди которых такие предприятия региона, как ФГУП «Смоленское производственное объединение «Аналитприбор», ООО «Вязьма-Брусит», ЗАО «Евродизайн», ООО «Птицефабрика «Сметанино», ООО «Интех» и другие.
Размер государственной поддержки инвестиционной деятельности составил 11,1 млн. рублей. Бюджетный эффект в бюджетную систему Российской Федерации в результате реализации одобренных инвестиционных проектов Смоленской области в 2013 году составил более 180 млн. рублей, в том числе в консолидированный бюджет Смоленской области - более 100 млн. рублей.
В 2013 году в Смоленской области успешно реализована программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с привлечением средств федерального бюджета. Общий объем средств, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, составил 250,8 млн. рублей. В рамках мероприятий были поддержаны 113 субъектов малого и среднего предпринимательства региона.
Необходимо отметить, что в прошлые годы программа по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства была направлена на широкий круг получателей государственной поддержки без ориентации на промышленное производство. В 2013 году мы сориентировали её на поддержку реального сектора экономики и стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к осуществлению инвестиционных вложений.
Впервые в регионе были предоставлены субсидии, возмещающие часть инвестиционных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства: Поддержка оказана 81 субъекту малого и среднего предпринимательства и инновационным организациям на сумму 156,8 млн. рублей.
Продолжена работа по уже предоставлявшимся в предыдущие годы формам поддержки: - на уплату процентов по кредитам, направленным на инвестиционные цели реального сектора экономики; - на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.
В 2013 году проводилась работа по формированию благоприятного имиджа Смоленской области. Помимо создания Интернет-портала об инвестиционной деятельности в регионе и Инвестиционной карты области, хотел бы упомянуть о таких мероприятиях, как презентация экономического и инвестиционного потенциала Смоленской области в Германии и постоянная работа по размещению презентационных материалов о Смоленской области на интернет-сайтах торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах.
Кстати, коллеги, относительно формирования благоприятного имиджа региона. Хочу добавить информацию о реализации в 2013 году Областной целевой программы «Развитие информационного пространства Смоленской области», а заодно, пользуясь случаем, и ответить тем, кто распространяет откровенную ложь относительно бюджетных трат на – как они говорят – «пиар губернатора». Причем, при этом называются какие-то фантастические суммы – около 90 млн. рублей в год.
В областном бюджете, конечно же, отсутствует такая статья расходов как «формирование положительного имиджа главы региона».
В 2013году расходы на размещение в СМИ информационных материалов о реализации на территории области государственной политики в различных сферах деятельности составили 26 697 032 рублей.
В 2014 году объем финансирования на эти цели в рамках областной государственной программы «Развитие информационного пространства и гражданского общества в Смоленской области» составит 24 490 400 рублей.
При этом необходимо отметить, что помимо информирования населения региона о текущей деятельности Администрации области и органов исполнительной власти, значительная часть указанных средств расходуется на производство и размещение в СМИ социально значимых программ, которые, в виду их нерентабельности, СМИ не могут запустить самостоятельно. Это передачи православной, патриотической направленности; передачи, посвященные пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни, проблемам ЖКХ и развития сельского хозяйства. В прошлом году за счет указанных средств также освещалось празднование 1150-летия Смоленска.
В рамках развития экспортного потенциала региона в 2013 году на базе Смоленской торгово-промышленной палаты организован региональный Европейский информационно-консультационный центр (ЕИКЦ). Его основные задачи – предоставление информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, выходящим на зарубежные рынки. Это – поиск бизнес-партнеров, помощь в освоении новых рынков сбыта, а также помощь в обеспечении участия экспортеров в зарубежных выставках и семинарах. Весь спектр услуг Центр предоставляет на безвозмездной основе.
Уважаемые коллеги!
Реализация государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства в 2013 году осуществлялась в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2013-2016 годы.
В 2013 году на реализацию её мероприятий израсходовано 250,8 млн. рублей, из них: 200,3 млн. рублей – средства федерального бюджета, 50,5 млн. рублей – средства областного бюджета.
Субсидии из федерального бюджета Смоленская область получила дополнительно на условиях софинансирования благодаря победам в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству.
Основные виды поддержки, более 60% от общей суммы расходов по Программе, направлены на поддержание модернизации оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства.
Продолжает свою работу Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства. В 2013 году Фондом выдано 317 микрозаймов на сумму 211,3 млн. рублей и 57 поручительств на сумму 336 млн. рублей. В Фонд обратились и получили бесплатные консультации более 1000 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по самым разнообразным вопросам организации и ведения бизнеса.
Уважаемые депутаты!
Государственная промышленная политика Смоленской области нацелена на поддержку и рост промышленного производства в регионе, повышение эффективности и конкурентоспособности организаций промышленности.
В 2013 году индекс промышленного производства по Смоленской области по сравнению с 2012 годом составил 103% (по России – 100,3%). В обрабатывающих производствах индекс производства составил 104,5% (по России – 100,1%).
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленности по сравнению с прошлым годом увеличился на 5,4% и составил 187,2 млрд. рублей. В обрабатывающих производствах отгружено товаров (работ, услуг) в объеме 135,6 млрд. рублей, что на 5,6% больше, чем в 2012 году.
Администрацией области проводилась работа по содействию организациям промышленности региона в получении ими поддержки из федерального бюджета. Объем полученных предприятиями средств в рамках федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития составил 538,9 млн. рублей, в форме субсидий и иных направлений поддержки - 19,3 млн. рублей.
Впервые из федерального бюджета были получены средства на предоставление субсидий организациям промышленности на внедрение новых энергосберегающих технологий и оборудования. Предприятиям на эти цели было выдано субсидий на сумму 3,9 млн. рублей.
Уважаемые депутаты!
В 2013 году в хозяйствах всех категорий произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 20,5 млрд. рублей, что на 1,6% выше уровня прошлого года.
В Смоленской области продолжается техническая модернизация сельскохозяйственного производства. В 2013 году сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 305 единиц техники и оборудования общей стоимостью 532,5 млн. рублей, это: 54 трактора, 14 зерноуборочных и 6 кормоуборочных комбайнов.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса в 2013 году осуществлялась в рамках реализации 13-ти долгосрочных областных целевых программ, в том числе 9 региональных экономически значимых программ.
На развитие сельского хозяйства Смоленской области в 2013 году направлено 1,7 млрд. рублей, в том числе: из федерального бюджета – 900 млн. рублей, из областного бюджета – 800 млн. рублей.
В целом по программам, реализуемым в сфере АПК, на один рубль средств областного бюджета направлено один рубль 26 копеек средств федерального бюджета на софинансирование программных мероприятий.
В 2013 году сельскохозяйственные товаропроизводители Смоленской области привлекли на развитие производства 0,9 млрд. рублей льготных кредитов, что на 1,6 млрд. рублей меньше уровня 2012 года – это обусловлено закредитованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также отсутствием собственных средств для привлечения и обслуживания кредитов.
Таким образом, на развитие сельского хозяйства региона в 2013 году было направлено 2,6 млрд. рублей бюджетных средств и льготных кредитов.
Кроме того, в 2013 году привлечено порядка 1,9 млрд. рублей средств из внебюджетных источников, в том числе: на развитие отрасли животноводства – 1,4 млрд. рублей (73,6%), растениеводства – 0,5 млрд. рублей (26,3%).
В рамках реализации региональных программ определены 3 основных приоритетных направления развития сельского хозяйства – льноводство, семеноводство многолетних трав, молочное скотоводство.
В Вяземском районе создано Некоммерческое партнерство по содействию развития льноводства в Смоленской области «Смоленский льняной кластер». В рамках созданного льняного кластера наметилась положительная тенденция технического и технологического перевооружения отрасли льноводства. За истекший год были собраны 4 комплекта сельскохозяйственных машин для уборки льна, приобретена современная линия по первичной переработке льнотресты. В 2013 году в льняном кластере было сосредоточено 20% всех площадей льна-долгунца, произведена третья часть от общего производства льноволокна по Смоленской области.
Посевные площади под семенными посевами многолетних трав увеличились в 2013 году в 1,6 раза. Валовой сбор кондиционных семян многолетних трав составил 256 тонн (рост в 2 раза), что позволило создать условия для самообеспечения области качественным семенным материалом по доступным для сельскохозяйственных товаропроизводителей ценам.
С государственной поддержкой в Новодугинском районе на базе ООО «Извеково» построен завод по подготовке семенного материала многолетних трав мощностью 2 тыс. тонн в год.
В рамках поддержки развития молочного скотоводства предоставлялись субсидии на техническое перевооружение отрасли и модернизацию производственной базы предприятий, в котором активное участие приняли крупные и специализированные племенные организации области, что позволило дополнительно создать в 2013 году свыше 1000 скотомест.
Государственная поддержка отрасли животноводства позволила сохранить ядро племенного скота в Смоленской области. В рамках развития племенного животноводства создана первая и единственная в России Ассоциация по швицкой породе крупного рогатого скота, впервые за 30 лет проведена выставка-выводка сельскохозяйственных животных.
На реализацию мероприятий по поддержке мясомолочной перерабатывающей промышленности было направлено 102,7 млн. рублей, в том числе 82,4% составили средства федерального бюджета. Оказываемая поддержка позволила начать техническую модернизацию малой переработки мясомолочной продукции.
Развитие агропромышленного комплекса связано с устойчивым развитие