- Главная
- Пресс-служба Губернатора Смоленской области
- Материалы
- Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В настоящее время потребительская сфера характеризуется стабильностью, относительно высокой насыщенностью промышленными и продовольственными товарами, доступностью многих видов услуг. Однако существует целый ряд объективных факторов, сдерживающих развитие и эффективное функционирование этой сферы деятельности. К таким факторам можно отнести значительное различие объемов товаров и доступности услуг в потребительской сфере в муниципальных образованиях Смоленской области, недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка потребительских товаров и услуг, а также низкий уровень качества, безопасности и конкурентоспособности товаров (работ и услуг).
Проблема удовлетворения спроса различных категорий и групп населения на качественные и безопасные товары и услуги решена не полностью. На потребительском рынке Смоленской области все еще присутствует продукция низкого качества, опасная для здоровья граждан и окружающей среды.
В целях контроля состояния потребительского рынка товаров (работ и услуг) Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в 2010 году проведено 1 851 проверка хозяйствующих субъектов, реализующих товары, оказывающих платные услуги населению. В ходе проверок выявлены нарушения, связанные с качеством товаров, работ и услуг (4,3%), безопасностью товаров (работ и услуг) (1,5%), установлением гарантийных сроков, а также сроков службы, годности (3,8%), нарушения условий договора, ущемляющие права потребителей (2,2%), иные нарушения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (3,8%), нарушения иных законов и правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (51,9%).
В сфере торговли самыми распространенными остаются нарушения, связанные с предоставлением ненадлежащей информации об изготовителе (продавце), товарах (34% от общего числа нарушений, выявленных в указанной сфере). На нарушения, связанные с качеством товаров,приходится 4%, с безопасностью товаров, – 2% от общего числа нарушений, выявленных в сфере торговли.
Аналогичная ситуация складывается при оказании услуг общественного питания, туристско-экскурсионных, медицинских, бытовых и прочих видов услуг.
Наибольшая доля нарушений иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации (правил продажи, санитарных правил, требований ГОСТа), регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, выявлена при оказании услуг торговли (51%), общественного питания (61%).
В 2010 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области проведено 1 297 проверок соблюдения норм и правил торговли, в ходе которых применялись меры по недопущению поступления на потребительский рынок некачественной и опасной продукции. Результаты проверок показали достаточно высокий процент забраковок по дефектам производственного характера, таких как несоответствие продукции заявленным требованиям по показателям качества и безопасности, с маркировкой, не содержащей сведений, предусмотренных федеральным законодательством, нормативными документами. По-прежнему основной причиной поступления на потребительский рынок некачественной и опасной продукции является отсутствие входного контроля в организациях торговли, что говорит о низком профессиональном уровне кадров в торгующих организациях.
Система государственного обеспечения безопасности и качества товаров, работ и услуг должна быть ориентирована на предотвращение производства опасной и недоброкачественной продукции, некачественного оказания услуг.
На региональном уровне требуется комплекс согласованных мероприятий, предполагающих усиление внимания производителей и потребителей, органов государственной власти, общественных организаций и средств массовой информации к проблеме качества, активизацию работы по ее решению.
Программа основывается на следующих основных принципах:
В целях формирования привлекательного образа Смоленской области и продвижения интересов региона за его пределами предполагается: