- Главная
- Законодательство
- Судебные постановления о признании недействующими актов Администрации Смоленской области
- Гражданское дело по заявлению ЗАО «Смоленскмебель-2» о признании недействующим в части Приложения №1
Дело №3-4/10
Решение Именем Российской Федерации
12 февраля 2010 года
Смоленский областной суд в составе: Председательствующего судьи Шаровой Т.А. при секретаре Соломахиной О.А. с участием прокурора Юрченковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО «Смоленскмебель-2» о признании недействующим в части Приложения №1 к Постановлению Администрации Смоленской области от 21.10.08 года №584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области»,
установил:
Закрытое акционерное общество «Смоленскмебель-2» (далее по тексту - заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Приложения №1 к Постановлению Администрации Смоленской области (далее по тексту-Администрация) от 21.10.08 № 584 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» в части утверждения оценки земельного участка площадью 7603 кв.м. с кадастровым номером 67:27:0020114:1, расположенного по адресу: г.Смоленск, ул.Б.Краснофлотская, д. 70, в размере 21942 руб.52 коп. за 1 кв.м.
Заявитель ссылается на то, что в апреле 2009 года обществом была получена кадастровая выписка по принадлежащему ему на праве собственности земельному участку с вышеназванным кадастровым номером, из которой следует, что кадастровая стоимость участка по сравнению с прежней увеличилась в 13,85 раз и составила 21942 руб.52 коп. за 1 кв.м. По мнению заявителя, определение и утверждение кадастровой стоимости названного участка произведены с нарушением установленной федеральным законодательством процедуры, фактически без проведения кадастровой оценки; без учета данных о рыночной стоимости земельного участка, без учета факторов стоимости, что противоречит Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39, нарушает права заявителя на уплату земельного налога в установленном размере, который в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился в 13,8 раз. Факт нарушения порядка проведения кадастровой оценки подтверждается, по мнению заявителя, письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области от 12.05.2009 г., из которого следует, что при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка были, выявлены неточности, после исправления которых показатель кадастровой стоимости составил 14560 руб. 18 коп.
Представитель заявителя - Власов В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Указал на неправильность определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020114:1, и на то, что необоснованное завышение его стоимости влечет для общества значительное увеличение земельного налога.
Администрация Смоленской области считает заявленные требования необоснованными. Представители Администрации Кассиров К.П. и Казаков А.А. в судебном заседании ссылались на то, что оспариваемое постановление издано надлежащим органом и в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, порядок опубликования оспариваемого постановления не нарушен; изменение стоимости 1 кв.м. вышеназванного участка не повлечет за собой изменение стоимости всего кадастрового квартала.
Заслушав объяснения представителя ЗАО «Смоленскмебель-2» Власова В.Н., представителей Администрации Смоленской области Кассирова К.П. и Казакова А.А., заключение прокурора Юрченковой Л.Н., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам, "в" и "к" части ] статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному
району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий
(административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов
недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов -
Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок
взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями
Роснедвижимости по. субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).
В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).
Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью путем проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39 (далее - Методические указания).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной" кадастровой оценке земель населенных пунктов.
• В соответствии с Уставом Смоленской области Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации Смоленской области (п.З ст.45).
Порядок официального опубликования областных законов и иных областных нормативных правовых актов устанавливается областным законом (п.6 ст.46).
Такой порядок установлен Областным законом от 7.05.2002 № 48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов» (с последующими изменениями).
Судом установлено, что в соответствии с Областным законом от 23 декабря 2002 №100-з «Об областной целевой программе «Создание автоматизированной системы введения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Смоленской области на 2002-2007 годы (с последующими изменениями), Областным законом от 4 сентября 2007 № 89-з «О долгосрочной областной целевой программе «Создание системы кадастра недвижимости на территории Смоленской области» на 2007-2011 годы (с последующими изменениями), проведена государственная оценка земельных участков в
составе земель населенных пунктов Смоленской области.
На основании Государственного контракта от 29 июня 2007 г. № 05-кон,
выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных
участков, включая расчеты кадастровой стоимости земельных участков,
составление отчета об определении кадастровой стоимости земельных
участков, было поручено Смоленскому филиалу ФГУП
«Ростехинвентаризация» (т.2 л.д.229-240).
По результатам проведенных работ Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» был составлен отчет, который был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие
Методическим указаниям (т.1 л.д.88).
Актом от 23 мая 2008 года №5 отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Смоленской области признан соответствующим Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15:02.2007 года №39; замечания отсутствуют (т. 1 л.д.89).
Результаты государственной кадастровой оценки земель Управлением
Роснедвижимости по Смоленской области были представлены на
утверждение Администрации и утверждены Постановлением
Администрации Смоленской области от 21 октября 2008 года №584 «О государственной кадастровой оценки земель_ населенных пунктов Смоленской области» (т.1 л.д.92-93, т.2 л.д. 194-195).
В Приложении №1 к названному постановлению содержатся средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов муниципальных образований Смоленской области, в строке 1101 Приложения отражены средние удельные показатели стоимости земельных участков в пределах кадастрового квартала 67:27:002 01 14, по видам разрешенного использования (т.1 л.д.94).
Земельный участок, принадлежащий заявителю на праве собственности и находящийся в пределах вышеназванного кадастрового квартала, отнесен к 9 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), удельный показатель кадастровой стоимости по которому утвержден в размере 21942 руб.52 коп. за 1 кв.м. Вид разрешенного использования заявителем не оспаривается.
Проанализировав вышеизложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о правомерности действий Администрации по утверждению результатов кадастровой оценки земель, поскольку они полностью соответствуют требованиям ст.66 Земельного Кодекса РФ и п. 10 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой
оценки земель».
Оспариваемое Постановление принято Администрацией в рамках
предоставленных ей федеральным законодательством полномочий, а также в
соответствии с п.З ст.45 Устава Смоленской области; официально
опубликовано в региональных изданиях: «Смоленская газета» от 04.1 1.2008г.
№ 87; «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской
области» от 06.11.2008 г. № 11, ч. 1, вступило в законную силу с 01.01.2009 г.
Доводы заявителя о необходимости признания недействующим Приложения №1 к оспариваемому Постановлению в части утверждения кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020114:1 не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Как указывалось выше, компетенция органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по государственной кадастровой оценке земель заключается в утверждении среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра
объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, приказом Министерства
экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215 «Об
утверждении Административного регламента Федерального агентства
кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции
«Организация проведения государственной кадастровой оценки земель»,
указанная государственная функция фактически исполняется
Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. На Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости возложено осуществление контроля за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в виде проверки отчета исполнителя работ по кадастровой оценке земель на соответствие Методическим указаниям.
Из представленной суду копии отчета (т.2 л.д. 1-169) следует, что определение кадастровой оценки земель осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями (п. 1.4) путем формирования перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов и расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе 9 вида разрешенного использования производился на основе построения статистических моделей в установленном п.2.2.1 Методических указаний порядке, включая, в том числе, определение состава и учет ценообразующих факторов стоимости земельных участков, анализ рынка земли, рынка жилой, офисной и иной недвижимости Смоленской области и др.
Перечень и значения факторов стоимости земельных участков, а затем и результаты кадастровой оценки были согласованы областной межведомственной комиссией, что подтверждается соответствующими протоколами № 1 от 01.08.2007 г., № 2 от 27.11.2007 г., № 3 от 14.12.2007 г., после чего направлены на проверку в Роснедвижимость (т.2 л.д. 174-193).
Отчет по результатам кадастровой оценки земель неоднократно
проверялся Роснедвижимостью, возвращался в Управление
Роснедвижимости по Смоленской области по причине выявления несоответствия предъявляемым требованиям, и после устранения несоответствий получил положительное заключение, а именно : актом №5 от 23 мая 2008 г. был признан соответствующим Методическим указаниям.
Ссылка представителя заявителя на то, что названный акт не соответствует предъявляемым требованиям, поскольку не заверен печатью и не содержит подписи должностного лица, является необоснованной.
Как видно из акта №5, он подписан должностным лицом, составившим его ( Мешкова М.П. ), а формой акта (Приложение №7 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 № 215, наличие какой-либо печати не предусмотрено (т.2 л.д.247).
Доводы заявителя по существу сводятся к оспариванию правильности расчетов кадастровой стоимости принадлежащего ему конкретного земельного участка, а поэтому не могут быть приняты во внимание, поскольку производство таких расчетов не входит в компетенцию Администрации.
Кроме того, проверка указанных доводов выходит за рамки судебного нормоконтроля, осуществляемого судом в порядке главы 24 ГПК РФ.
Исходя из установленных судом обстоятельств, у Администрации не имелось законных оснований не утверждать результаты кадастровой оценки земель при наличии положительного заключения Роснедвижимости " о соответствии отчета Методическим рекомендациям.
Не может быть принята во внимание также ссылка заявителя на письмо Управления Роснедвижимости по Смоленской области, из которого следует, что при определении кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка были допущены неточности, исправление которых приведет к значительному снижению кадастровой стоимости (т. 1 л.д.61).
Согласно п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, споры, возникающие при проведении такой оценки, рассматриваются в судебном порядке.
Кроме того, в соответствии с п.п.2 и 5 ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ 20 государственном кадастре объектов недвижимости» в случае обнаружения органом кадастрового учета технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, указанные ошибки подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.
Права на рассмотрение такого спора заявитель не лишен.
При таких обстоятельствах требования заявителя не могут быть удовлетворены посредством проверки оспариваемого нормативного акта в порядке нормоконтроля.
Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных
*
требований и доводы Общества о значительном увеличении размера подлежащего уплате земельного налога в связи с увеличением кадастровой
стоимости земельного участка.
Действительно, в силу п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ, кадастровая стоимость земель устанавливается, в том числе, для целей налогообложения.
Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт не является актом о налогах и сборах и налоги не устанавливает, в связи с чем не может быть признан в данном случае недействующим по причине противоречия требованиям налогового законодательства.
Из обстоятельств дела усматривается, что интересы ЗАО «Смоленскмебель-2» затрагиваются лишь в той части, которой утверждены результаты государственной кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности определенного земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020114:1. Полномочиями представлять в суде интересы неопределенного круга лиц по оспариванию средних удельных показателей по кадастровому кварталу заявитель не наделен.
Таким образом, поскольку оспариваемое постановление принято компетентным органом, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и с соблюдением установленной процедуры, оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого в настоящем деле Постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 253 ГПК РФ,
суд
решил:
Заявление ЗАО «Смоленскмебель-2» о признании недействующим Приложения №1 к Постановлению Администрации Смоленской области от 21.10.08 №584 « О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области» в части утверждения кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020114:1 в размере 21942 руб.52 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Т.А.Шарова